Вид молитвы Дуа Кунут за умершего мусульманина: как читать молитву за упокой

Дуа за умершего

Одним из самых распространенных вопросов касается дуа за умершего мусульманина, можно ли читать дуа Всевышнему за покойного и какое, а также правда ли то, что мольбу Всевышнему Аллаху за умерших немусульман мы читать не можем?

Слушать и скачать дуа (приведенное слева на фотографии):

По значимости дуа, которое читают праведные дети умершего мусульманина, обладает такой же силой, как и чтение Корана за умершего, и не только если будет читать дуа или Коран близкий ему человек или его ребенок – любой человек, который будет читать дуа за умершего, может своими мольбами испросить для него прощение. Величина награды не зависит от того, дома ли читают дуа за умершего или его произносят в мечети. Сунной является посещение могил умерших мусульман, и чтение дуа за них.

Дуа за умерших немусульман

Всевышний говорит о дуа за того, кто умер многобожником, такие слова в Коране: «Никогда не совершай молитву над тем, кто умер из них, и не возноси мольбу над могилой его, ибо поистине, они не уверовали в Аллаха и в посланника Его и умерли, будучи нечестивцами!» (сура Ат-Тауба (Покаяние), 84-й аят). Из этих слов следует, что если умерший был неверным, и даже если он был родственником, мусульманин не имеет права возносить над ним молитву, читать дуа и испрашивать прощения. Приводятся слова Всевышнего Аллаха о том, что Пророку Мухаммаду ﷺ и верующим мусульманам для многобожников испрашивать прощения и читать дуа, если они узнали, что они являются «обитателями Огня», не разрешалось.

В хадисе, переданном Муслимом от Абу Хурайры, говорится, что Пророк ﷺ обращался за разрешением к Господу испрашивать для своей матери прощения и читать дуа. Но Всевышний запретил ему это делать. Но разрешил ему посещать могилу матери.

Транскрипция вышеприведенного дуа

По свидетельству Али ибн Абу Талиба, он присутствовал в один из дней при том, как один мусульманин испрашивал для своих родителей прощение, а родители его были многобожниками. Когда же Али указал ему на это, мусульманин ответил, что Пророк Ибрахим тоже испрашивал прощение за своего отца, хотя тот был многобожником. Али ибн Абу Талиб рассказал Пророку Мухаммаду ﷺ об этом случае, и Пророку был ниспослан аят, в котором говорилось, что просить прощения для многобожников, даже если они и являются родственниками, не следует ни мусульманам, ни самому Пророку Мухаммаду ﷺ, поскольку за это они станут обитателями Ада.

Дуа за умершего мусульманина

За умершего мусульманина можно делать дуа и после его смерти. Если до своей смерти отец мусульманин намеревался выполнить ради Аллаха что-то, держать пост или совершить Хадж, то его сын мусульманин может совершить это за него, если отец не успел это сделать и умер. От Абдулла ибн ‘Аббас передается, что когда женщина из Джухейны пришла к Пророку ﷺ и рассказала о своей матери, которая намеревалась совершить хадж, но не успела этого сделать и умерла, мусульманка задала вопрос Пророку Мухаммаду ﷺ, «Могу ли я за мою мать совершить хадж?». Пророк Мухаммад ﷺ ответил ей, что точно так же, как дочь платила бы за мать, будь у той долг, дочь может совершить за мать хадж, потому что ее обязательство перед Всевышним Аллахом – это долг перед Господом, и Всевышний Аллах заслуживает того, чтобы долг мусульманина выплатили ему. Этот случай приводится в хадисе, переданном Бухари.

Перевод текста с арабского и транскрипция: «О Аллах! Прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам. О Аллах! Сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере. О Аллах! Не лишай нас награды за него (то есть не лишай нас награды за проявление должного терпения после его кончины) и не сбивай нас с пути после его смерти.» Хадис от Ибн_Маджа

Также в хадисе, переданном Муслимом и Бухари, Пророку ﷺ сказал один человек о своей матери, что та умерла внезапно, но она раздавала бы милостыню, если бы могла. Затем человек спросил, получит ли его мать награду, если он будет вместо нее раздавать милостыню. Пророк Мухаммад ﷺ ответил утвердительно.

Слушать и скачать дуа (приведено слева на фотографии):

Несомненную пользу за умершего мусульманина приносит дуа, которое произносит его родственник. В Коране приведены слова Всевышнего о том, что «те, которые пришли после них» молили Всевышнего простить их и их братьев, «которые уверовали раньше нас» (сура Аль-Хашр (Сбор), 10-й аят). К дуа за умершего, которые можно произносить, моля Господа о прощении, относят и молитву джаназа.

Лучше всего, если за праведного умершего молится будут его праведные дети. Пророк Мухаммад ﷺ говорит в хадисе, переданном Ахмадом, ибн Маджа и другими от Абу Хурайры, что умершего мусульманина, за которого его ребенок произносил дуа, испрашивал у Господа прощения, будут в Раю возвышать степенью.

Дела приносящие награду после смерти

Не только дуа за умершего принесет пользу самому покойному, но другие поступки могут принести ему пользу. Самую большую пользу приносит умершему то, что он совершил при жизни – его деяния, результат от которых продолжает приносить свои плоды (садака аль джария). Как говорил Анас ибн Малик, Посланник Всевышнего ﷺ рассказывал, что за покойным на кладбище последует трое – его члены семьи, имущество, которым он владел, а также его дела, которые он совершил при жизни. Назад с кладбища после похорон вернутся только двое: члены семьи его и его имущество, а дела, которые он сотворил, останутся с ним. Этот случай приводится в хадисе, переданном Муслимом и Бухари. Те благодеяния, которые совершает праведный ребенок покойного родителя будут приносить умершему саваб, причем награда самого ребенка не уменьшится от этого, потому что ребенок – это то, что приобрели родители. Как сказал Пророк Мухаммада ﷺ в достоверном хадисе, переданном Абу Даудом, из всего, что использовал человек, лучшим является все, что он заработал, а ребенок тоже относится к тому, что он приобрел.

«О Аллах! Поистине, (такой-то, сын такого-то) находится под Твоей защитой и покровительством, упаси же его от испытания могилы и мук Огня, ведь Ты верен обещанию и правдив. Прости и помилуй его, ведь Ты – Прощающий, Милосердный.» Хадис Ибн-Маджа.

Еще одно благо, которое совершит умерший, и которому это благо принесет пользу не меньше, чем если будет прочитано за него дуа, это те знания и умения, которым он обучил при своей жизни, и все то, что он дал людям и чем они будут пользоваться после его смерти. Об этом также говорил Пророк Мухаммад ﷺ, что после того, как умирает человек и все его дела прекращаются, не прекращаются только действие его милостыни, его знаний, которые он передал людям и они могут ими пользоваться, и его праведные дети, которые станут молиться Всевышнему Аллаху за него и произносить дуа за умершего.

Скачать и слушать дуа приведенное слева на фотографии:

Мусульманин может перед своей смертью завещать свое наследство истратить на благие дела, и тогда после смерти мусульманин получит вознаграждение. Такими делами может стать строительство мечети, дорог и мостов, колодцев и водопроводов – всего того, в чем нуждаются люди. В хадисе, переданном Абу Хурайрой, перечислены те деяния, которые приносят после смерти пользу умершего, в этом ряду: праведный сын, которого оставил после себя на земле умерший и который читает дуа за него, это Коран, который он передал по наследству своим потомкам, это дом или мечеть, который он оставил людям после своей смерти, это река, которую умерший провел, сюда входят также колодцы, родники, которыми будут приносить людям пользу, а еще это милостыня, которую раздавал умерший, когда был здоров и полон сил.

За умершего мусульманина может читать дуа и просить не только человек, но и совершить поступки для его блага. Если умерший мусульманин до своей смерти принес обет, пообещав пожертвовать какое-то богатство, то если после его смерти его сын принесет такое жертвоприношение или совершит хадж, который обещал совершить его отец, это тоже пойдет на пользу покойному.

Какие дуа читают?

«Аллахумма, абду-кя ва-бну ама-ти-кя…», и в этом дуа говорится о том, что умерший мусульманин нуждался в милосердии Всевышнего, но сам Всевышний в его страданиях не нуждается, и высказывается мольба: «Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!» или «Аллахумма-гфир ля-ху…», и в этом дуа говорится просьба к Всевышнему простить того, кто умер, помиловать его и избавить: «…и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём, и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!».

Слушать и скачать дуа за умершего ребенка (слева на фотографии):

Слушать и скачать дуа за умершего ребенка (внизу на фотографии):

Дуа за умершего ребенка, Ахмад бин Али бин Хаджар аль-Аскаляни. Хидайат ар-руват иля тахридж ахадис аль масабих ва-ль-мишакт, 1-6, Тахкик Мухаммад Насыр ад-дин аль-Албани, Каир, 1422/2001 – 1631

Кроме того будет хорошо, если человек скажет: «О Аллах! Сделай (так, чтобы смерть этого ребенка явилась) причиной воздаяния, которое будет ждать (в Раю) его родителей (то есть: помоги им терпеливо перенести эту утрату в надежде на Твою награду в мире вечном), а сам он стал бы для них запасом и заступником, ходатайство которого будет принято. О Аллах! Утяжели им весы их, и увеличь за него их награды, и присоедини его к праведным верующим, и помести его под опеку Ибрахима, и упаси его по милосердию Своему от мук Ада, и даруй ему (в Раю) дом лучше его дома и семью лучше его семьи. О Аллах! Прости наших предков, наших детей и тех, кто уверовал раньше нас».

Читайте также:  Глаз Фатимы: оберег от сглаза и его действие для защиты от зла

Скачать и слушать аудио в mp3 пожелание (дуа) на фотографии ниже:

Текст пожелания на арабском за умершего ребенка Транскрипция пожелания на арабском за умершего ребенка

Заупокойная молитва

Важность и необходимость заупокойной молитвы

Погребальной молитве (джаназа) придаётся в Исламе особое значение. Хадис Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) повествует о том, что участвовавшему в похоронной процессии до самого погребения покойного предназначена награда, равная двум горам Ухуд, которая расположена вблизи города Медины.

Чем больше людей будет участвовать в заупокойном намазе, тем лучше для умершего. Заупокойный намаз – это самое лучшее из того, что мы можем сделать для усопшего.

Поэтому надо постараться созвать на него как можно больше людей. Желательно, чтобы количество молящихся было не менее 40 человек и они по возможности должны встать в три ряда за имамом.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если за упокой умершего помолятся коллективно сто человек и попросят заступничества для него, то их молитва не останется непринятой». Он также говорил: «Если за упокой умершего помолятся три ряда мусульман, то ему уготован Рай».

Передано, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также говорил: «Если за мусульманина совершат погребальный намаз сорок мусульман, то их заступничество за него будет принято». Всевышний простит умершего ради этих 40 человек.

Отсюда следует, что погребальный намаз является очень важным и безгранично полезным деянием. Некоторые люди обычно считают обязательным для себя пойти на соболезнование, посетить могилу и т. п., но не придают особого значения намазу за упокой умершего. Однако человек, который искренне скорбит и жалеет умершего, прежде всего должен участвовать в погребальном намазе.

Имам ан-Навави в своей книге «Маджму» пишет: «Бесспорно, что молитву по усопшему совершать по одному разрешено, но сунной является совершить её с коллективом, исходя из хадисов на эту тему и единогласного мнения всех мусульман (иджма)».

Поскольку погребальный намаз так высоко ценится Всевышним Аллахом, каждому человеку необходимо изучить правила его совершения.

Исполнение обязанности по погребальной молитве

Совершение погребальной молитвы по умершему мусульманину является коллективной обязанностью (фарз аль-кифая) для мусульман определённого населённого пункта. Поэтому если даже один человек совершит погребальную молитву за умершего, то обязанность (фарз) по ней считается выполненной, даже если при наличии совершеннолетнего её совершит несовершеннолетний мусульманин. А все остальные члены общины той местности освобождаются от этого предписания. Однако более благонадёжным и точным будет, если её совершат два, три или четыре человека.

Лучше совершить заупокойный намаз коллективно (джамаатом), ибо это является сунной, и чем больше количество молящихся, тем лучше.

В книге «Шарх аль-мухаззаб» пишется, что если даже этот намаз совершат более одного человека (т. е. условием является, чтобы хотя бы один человек обязательно совершил его), то для них тоже он засчитывается как обязательный. Иначе говоря, делая намерение для погребального намаза, они должны вознамериться совершить и обязательный намаз.

Если в местности, где совершают заупокойную молитву, присутствуют мужчины, но её совершили лишь женщины, то обязанность по намазу не считается выполненной, даже если рядом с ними (женщинами) находится только мальчик, ещё не достигший совершеннолетия.

Пребывающими там, где совершают заупокойную молитву, считаются даже те, которые проживают за пределами населённого пункта (города, села). Все, кто проживает на таком расстоянии от данного населённого пункта, при котором они слышат призыв к пятничной молитве из близлежащей мечети и обязаны отправиться на пятничную молитву, считаются также находящимися там, где совершают заупокойную молитву.

Если в такой местности находятся лишь женщины и несовершеннолетний мальчик, то они обязаны повелеть ему совершить погребальный намаз за умершего, а также обязаны наказать его в том случае, если он отказывается от его совершения. Если мальчик откажется и после этих мер, тогда женщины сами обязаны совершить погребальный намаз.

Если после совершения женщинами погребального намаза к ним прибудет мужчина, то он не обязан совершить его заново, ибо обязанность по намазу уже исполнили женщины.

Если женщины находятся одни (без мужчин), то для них тоже желательно (сунна) совершить этот намаз коллективно.

А там, где присутствуют мужчины, женщины не обязаны совершить заупокойный намаз, для них это является лишь сунной.

Обязательность совершения заупокойной молитвы до погребения умершего

Совершение молитвы за упокой умершего человека ещё до его погребения является обязательным. Если покойного захоронят ещё до совершения по нему погребального намаза, то те, которые похоронили его, впадают в грех. Также впадают в грех и те, кто согласился с этим их поступком. А после погребения умершего его могилу уже нельзя вскрывать с целью совершения за него погребальной молитвы, а совершают её, стоя за его могилой.

Мухаммад-Гаджиев аль-Инчхи

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Как дуа может помочь умершему человеку

Тема смерти – одна из ключевых в любой религии. И это неудивительно, ведь именно мысли о неизбежном уходе в Вечный мир во многом определяют поведение верующих в земной жизни.

В исламе большое внимание уделяется заботе о том, чтобы человек удостоился лучшей участи после смерти. Родственники, друзья и близкие покойного, как правило, молят Всевышнего поместить душу умершего в райские сады и простить его прегрешения. Этой цели служат различные дуа, тексты которых приведены ниже. Оказывшись рядом с умирающим человеком, в момент, когда покойному закрывают глаза, желательно обратиться к Аллаху со следующей мольбой:

«Аллахуммягъфир (назвать имя покойного) уарфягъ дяраджятаху филь-мадийиня уахлюфху фии а’къыбихи филь-гъабирииня уагъфирляня уа ляху йя раббяль аляямиин. Уафси ляху фии къабрихи уа няууир ляху фиих»

Перевод смысла: «О, Аллах! Прости (имя покойника), возвысь его степень среди ведомых правильным путём, стань его преемником для тех, кто останется после него, прости нас и его, о Господь миров! И сделай просторной для него его могилу и освети её для него!»

Многим мусульманам известна фраза, которую следует произносить, услышав весть о чьей-либо кончине:

إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّـا إِلَيْهِ رَاجِعونَ

Иння лиЛляхи, вя иння иляйхи раджигун

Поистине, принадлежим мы Аллаху и к Нему возвращаемся!

Непосредственно после погребения желательно обратиться к Всевышнему со следующими словами:

«Аллахуммя-гъфир ляхуллахуммя сяббитху»

Перевод смысла: «О, Аллах, прости его! О, Аллах, укрепи его!» В жизнеописании Милости миров Мухаммада (с.г.в.) упоминается, что обычно по завершению погребения Пророк (с.г.в.) стоял несколько минут у могилы, а затем обращался к собравшимся: «Молите (своего Творца) о прощении для вашего брата (сестры) и просите, чтобы Аллах (его либо её) укрепил, ибо, поистине, сейчас ему (ей) задают вопросы» (Абу Дауд и аль-Байхаки). В дальнейшем, вспоминая ушедших в иной мир братьев и сестёр, мусульмане прибегают к специальным дуа –их можно читать как на родном языке, так и на арабском. Вот некоторые примеры таких молитв:

«Аллахуммягъфир-ляху уархямху уагафихи уагъфу а’нху уа акрим нузулляху уа уасси’ мудхъаляху уагъсильху биль-мя-и уассяльджи уабяради уа някъкыхи миняль-хъатаайа кямя някъкайтяль-сяубяль-абйяда миняд-дяняси уа абдильху дяран хъайран мин дярихи уа ахлялЬ хъайран мин ахлихи уазяуджян хъайран мин зяуджихи уа-аджильхуль-джяннятя уа агъинзху мин а’зябиль-кабри уа а’зябин-няр»

Перевод смысла: «О, Аллах, прости его и помилуй его, и избавь его, и окажи ему милость. И окажи ему хороший приём, и сделай место его входа (имеется ввиду могила – прим. Islam.Global) просторным, и омой его водой, снегом и градом (т.е. метафорически выражается просьба об оказании покойному всех видов милостей и даровании ему прощения за все его грехи и упущения – прим. Islam.Global), и очисти его от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, и введи в рай, и защити его от мук могилы и от мук огня!» (Такой текст дуа приведён в хадисе, переданном Муслимом)

«Аллахуммя-гъфир лихийяня уа мяййитиня уа шяхидиня уага-и-биня уа сагъыириня уа кябииириня уа зякяриня уя унсяня. Аллахуммя мян ахйайтяху миння фя-ахйихи а’ляль-ислями уа мян тяуяффяйтяху миння фятяуаффяху а’ляль-имян. Аллахуммя ля тяхримня аджраху уа ля тудылляня бя’дях»

Перевод смысла: «О, Аллах, прости нашим живым и мёртвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О, Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по (установлениям) ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О, Аллах, не лишай нас награды на него (то есть награды за терпение во время испытаний прим. Islam.Global) и не сбивай нас с пути после него (т.е. после его смерти)!» (Встречается в сборниках хадисов Ибн Маджи и Ахмада).

Перевод смысла: «О, Аллах, поистине (имя покойного) находится под Твоим покровительством и защитой, упаси же его от искушения могилы и мучений огня. Ведь Ты исполняешь обещания и проявляешь справедливость! Прости же его и помилуй его, поистине, Ты – Прощающий, Милосердный!» (Эта дуа приведена в хадисах от Ибн Маджи и Абу Дауда).

«Аллахуммя а’бдукя вябню амятикя ихтяджя иля рахмятикя уа антя гъаниййун а’н а’зябихи ин кяня мухсинн фязид фии хясянятихи уа ин кяня мусии-ан фятяджяузз а’нху»

Перевод смысла: «О, Аллах! Раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!» (Текст дуа по хадису, переданному аль-Хакимом).

Существует также отдельное дуа, к которому прибегают в ситуации вознесения заупокойной молитвы за умершего ребёнка:

«Аллахуммя-джа’лху ляня фяратан уа сяляфян уа аджран»

Перевод: «О, Аллах, сделай так, чтобы он опередил нас (в раю) и стал нашим предшественником и наградой для нас!»

Дуа на кладбище

Известно, что мусульмане регулярно навещают могилы своих близких и предков. Посещение кладбищ входит также в традицию проведения главных исламских праздников – Ид аль-Адха (Курбан-байрам) и Ид аль-Фитр (Ураза гает).

Читайте также:  Гадание на ромашке: любит или не любит плюнет поцелует

Аиша бинт Абу Бакр (р.а.) рассказывала, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) нередко ходил на погост Аль-Баки и произносил такой текст дуа при входе на кладбище:

«Ассаляму алейкум! Дарра каумин мукъминина, уа атакум ма туадуна, гадан муаджжалюна, уа иння, иншАллах, бикум ляхикун. Аллахум-агфирли ахли Бакииль-Гаркад» (хадис от Муслима)

Перевод смысла: «Мир вам! О те, кто пребывает в обители правоверных, наступило обещанное, а завтра придёт черёд и нам, и, воистину, будь на то воля Господа, мы придём к вам. О, Всевышний! Прости грехи погребённым на Баки».

Кроме того, во время пребывания в местах массового захоронения людей можно произнести слова:

«Ассаляму алейкум, йаа ахлиль-кубур. ЯгфируЛляху ля науа лякум. Ан-тум саляфуна, уа нах-ну биль-асаар» (Тирмизи)

Перевод смысла: «Мир вам, находящиеся под землёй (в могилах). Пусть простит Всевышний как вас, так и нас. Вы перешли в мир иной раньше, а мы будем следующими».

Но насколько полезными для умерших людей будут совершённые в их пользу благие деяния – мольба и подаяние? Этот вопрос занимает умы исламских учёных, среди которых встречаются и те, кто ставит под сомнение возможность помощи покойникам живыми людьми.

Доводы тех, кто выступает «за»

Для начала необходимо привести аргументы, которые позволят утвердительно ответить на поставленный выше вопрос: 1. В Священном Коране приводится аят, в котором описывается, как новые поколения мусульман будут просить прощения за своих умерших предшественников:

«А те, которые пришли после них, говорят: “Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный”» (59:10)

Этот аят является примером того, как мусульмане должны обращаться к Всевышнему за предыдущие поколения мусульман, которые уже покинули этот мир. Если бы в этом действии не было особой пользы для умерших, то, очевидно, ниспослание подобного аята не имело бы смысла. 2. Очень часто можно встретить хадис, в котором говорится о делах, приносящих пользу человеку после смерти. «С наступлением смерти человека список его благих дел закрывается [то есть его уже нельзя будет пополнить], однако три действия будут приносить ему вознаграждение и в могиле. Это – подаяние, сделанное в пользу других людей, которые продолжают им пользоваться, производство знаний и благовоспитанный ребёнок, который будет молиться за своего родителя после его смерти» (Муслим). 3. Молитва-джаназа (погребальная молитва) представляет собой, по сути, просьбу в адрес Создателя о прощении грехов умершего. Кроме того, Пророк Мухаммад (с.г.в.) при завершении всех необходимых процедур по приготовлению умершего к погребению говорил сподвижникам следующие слова: «Совершайте дуа за спасение души нашего брата, проявление им стойкости и твёрдости, ведь именно сейчас он подвергается испытаниям в могиле» (Абу Дауд). В другом хадисе, который приводится в сборнике имама Муслима, говорится, что пришедшие на погребальную молитву люди фактически будут заступаться за умершего. Если таких людей будет не менее ста, то Аллах примет их заступничество за него. 4. В хадисе, передаваемом Айшой (р.а.), сообщается, как однажды к Заключительному посланнику Всевышнего (с.г.в.) обратился мужчина и спросил: «У меня умерла мама. Несмотря на это, я чувствую, что если бы она была жива, то дала бы подаяние нуждающимся. Могу ли я сейчас вместо неё совершить это деяние?» Пророк Мухаммад (с.г.в.) ответил на этот вопрос утвердительно (приводят Бухари и Муслим). 5. Ещё одним доводом в пользу необходимости молиться за спасение душ умерших является норма из исламского права, которая позволяет совершать паломничество (хадж) за покойника. 6. В одном из хадисов Милости миров Мухаммада (с.г.в.) приводится следующая ситуация. К нему привели овцу, которую он зарезал сам. После этого Пророк (с.г.в.) произнёс: «Ради довольства Всевышнего. Аллах велик! Я совершил это действие за себя лично и за всех тех членов моей общины, кто не смог совершить жертвоприношение» (Абу Дауд, Тирмизи).

Аргументы противников мольбы за умерших

Можно привести ещё множество других доводов в пользу необходимости совершать от имени умершего благие поступки. Однако представители мутазилитской школы в Средние века решительно выступали против этого. Приведём некоторые их аргументы: 1) Мутазилиты, проповедовавшие в своих трудах необходимость опираться исключительно на разум при изучении Священного Корана, приводят следующий аят:

«Каждый человек является заложником того, что он приобрёл» (74:38)

Они утверждают, что человек не может рассчитывать на успех за счёт других людей. Однако мутазилиты упускают из внимания тот факт, что в аяте речь идёт только о греховных деяниях. На благие поступки аят не распространяется. 2) Частым инструментом в руках мутазилитов выступал другой аят Священного Корана:

«Человек получит только то, к чему он стремился» (53:39)

Из этого следует вывод, что раб Аллаха не может рассчитывать на деяния, совершённые другими людьми. Однако ответить на этот довод мутазилитов можно сразу с нескольких позиций. Начнём с того, что приведённый аят является отменённым. Его правовая составляющая заменена аятом из суры «Гора»:

«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» (52:21)

Исламские богословы трактуют этот текст Священного Писания в том русле, что в Судный день праведные дети родителей смогут утяжелить их чашу весов, в которой будут находиться благие поступки. Об этом же говорится в приведённом выше хадисе о трёх вещах, которые будут приносить человеку божье воздаяние после смерти. Далее стоит отметить, что в приводимом мутазилитами аяте речь идёт о неверных и тех, кто лицемерно прикрывался исламом. В некоторых риваятах приводится, что человеком, который упоминается в аяте, является Абу Джахль, принесший много вреда первым мусульман и ушедший из этого мира в неверии. Таким образом, мутазилитский взгляд на рассматриваемый вопрос отвергается подавляющим большинством мусульманских учёных.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Заупокойная молитва

Выполнение погребальной молитвы (намаз-джаназа) за упокой умершего мусульманина является коллективной обязанностью, то есть хотя бы один человек в данном населенном пункте обязательно должен выполнить ее. И в таком случае все остальные освобождаются от этой обязанности и никто не впадает в грех. Если никто из джамаата не совершил его, то весь джамаат этого населенного пункта впадает в грех. Чем больше людей будет участвовать в заупокойном намазе, тем лучше для умершего. Заупокойный намаз – это самое лучшее из того, что мы можем сделать для усопшего. Поэтому надо постараться созвать на него как можно больше людей.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если за упокой умершего помолятся коллективно сто человек и попросят заступничества для него, то их молитва не останется не принятой». Он также говорил, что «…заступничество будет принято, если примут участие в заупокойном намазе сорок человек». «Если за упокой умершего помолятся три ряда мусульман, то ему уготован Рай».

Отсюда следует, что погребальный намаз является очень важным и безгранично полезным деянием. Некоторые люди обычно считают обязательным для себя пойти на соболезнование, посетить могилу и т.п., но не придают особого значения намазу за упокой умершего. Однако человек, который искренне скорбит и жалеет умершего, прежде всего должен участвовать в погребальном намазе.

Поскольку погребальный намаз так высоко ценится Всевышним Аллахом, каждому человеку необходимо изучить правила его совершения.

Прежде чем совершить погребальный намаз за умершего, он предварительно должен быть омыт и желательно, чтобы был завернут в саван. Так же как и при обязательных намазах, молящиеся должны быть в состоянии омовения. Погребальный намаз можно совершить и в одиночку, и вместе с коллективом, но лучше совершить коллективно, ибо это является Сунной Пророка (мир ему и благословение).

Если умерший еще не погребен, то заупокойный намаз за него можно совершить только около его тела. Если до вашего прибытия умерший уже погребен, то за упокой можно молиться и стоя у могилы так, чтобы могила находилась перед молящимся, то есть в стороне Киблы. Однако во время намаза по умершему, не делается ни поясной поклон, ни земной поклон, его совершают стоя за телом умершего. Рекомендуется, чтобы умерший лежал перед имамом. Для совершения погребального намаза тело мужчины укладывается головой к востоку, а тело женщины – головой к западу. При совершении намаза по умершему мужчине имам становится у головы умершего, при намазе за упокой женщины – около ее бедра. Желательно, чтобы количество молящихся было не менее сорока человек, и им по возможности желательно стать в три ряда за имамом.

Порядок выполнения погребального намаза

1. Встаньте лицом к Каабе;

2. Во время произнесения вступительного «Аллаhу акбар» сделайте намерение: «Я намереваюсь совершить обязательный намаз-джаназа (погребальный намаз) за этого умершего мусульманина ради Аллаhа». Если знаете имя усопшего, то лучше в намерении отметить его имя и имя его отца. Совершая погребальный намаз за имамом можно сделать намерение и так: «…за того (за тех), за кого сделал намерение имам».

3. Опустив руки и сложив их на нижней части груди как в обычном намазе, прочтите суру «Аль-Фатиха». Затем произнесите «Аллаhу акбар», подняв руки до уровня ушей так же, как в обычном намазе.

4. Опустив руки и сложив их на нижней части груди, как и ранее, прочтите «Салават»: «Аллаhумма салли ‘аля саййидина Мухаммад, ва ‘аля али саййидина Мухаммад».

Однако лучше, если вы прочитаете полностью «Ас-Салят аль-Ибраhимийя».

А затем скажите «Аллаhу акбар», как и ранее подняв руки.

5. Опустив и сложив руки, как и в предыдущий раз, прочтите дуа умершему мусульманину:

اَللّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ

«Аллаhумма-гфир ляhу вархамhу».

Так необходимо читать, если умерший является мужчиной.

Если умершей была женщина:

«Аллаhумма-гфир ляhа вархамhа».

А если намаз совершают за многих умерших, то говорите:

«Аллаhумма-гфир ляhум вархамhум».

То есть в зависимости от рода и числа меняется только окончание. Смысл этой молитвы следующий: «О Аллах! Прости его (ее, их) и смилуйся над ним (ней, ними)».

Однако вместо вышеприведенного дуа можно прочитать и эту более длинную молитву, ибо желательно упомянуть в своей молитве и других мусульман:

Читайте также:  Гадание на картах на парня: расклад на любимого

اَللّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنا وَمَيِّتِنا وَشاهِدِنا وَغائِبِنا وَصَغيرِنا وَ كَبيرِنا وَذَكَرِنا وَأُنْثانا. اَللّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْتَه مِنّا فَأَحْيِه عَلَى الْإِسْلامِ، وَمَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنّا فَتَوَفَّهُ عَلَى الْإيمانِ

«Аллаhумма-гфир лихаййина, ва маййитина, ва шаhидина, ва гаибина, ва сагирина ва кабирина, ва з акарина ва ун с ана. Аллаhумма ман ахяйтаhу минна фаахйиhи ‘аляль-ислям, ва ман таваффайтаhу минна фа-таваффаhу ‘аляль-иман».

(О Аллах! Прости наших живых и мертвых, тех, которые присутствуют и отсутствуют, наших молодых и старых, наших мужчин и женщин. О Аллах! Даруй тому, кто остался в живых, исповедовать Ислам, а умирающему даруй умереть с верой).

Затем в четвертый раз скажите: «Аллаhу акбар».

6. После этого рекомендуется сказать:

اَللّهُمَّ لا تَحْرِمْنا أَجْرَهُ وَلا تَفْتِنّا بَعْدَهُ وَاغْفِرْ لَنا وَلَهُ

«Аллаhумма ля тахримна аджраhу (hа, hум – соответственно) ва ля тафтинна ба‘даhу (hа, hум) вагфир ляна ва ляhу (hа, hум)».

(О Аллах! Даруй нам вознаграждение за молитву, совершенную за него (нее, них), и огради нас от заблуждений после него (нее, них), и прости нам и ему (ей, им) грехи).

7. Скажите: «Ас-Саляму ‘аляйкум ва рахматуллаhи ва баракатуh», повернув голову направо, а затем и налево.

По завершении намаза еще раз читают дуа за умершего.

Соболезнование

Принося соболезнование мусульманину, у которого умер друг или родственник мусульманин, советуют делать дуа умершему и говорить слова утешения, например: «Пусть Аллах вознаградит тебя, даст тебе хорошего терпения и простит твоего близкого».

Однако, утешая мусульманина, у которого умер родственник немусульманин, говорите подобные слова: «Да вознаградит тебя Аллах и даст тебе терпение».

Самое ценное дуа за умершего до его похорон

Мольба и милостыня за человека являются наилучшими средствами после его смерти. Умерший получает воздаяние за эти оба деяния, и поэтому нам следует по возможности чаще читать дуа и раздавать милостыню за него. Есть множество дуа за усопших, которые приносят пользу как для читающего их, так и для покойного. Предлагаем вниманию читателей следующие молитвы за умерших, которые являются одними из самых ценных.

Дуа за умершего №1:

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ(لَهَا)، وَارْفَعْ دَرَجَتَهُ فِي الْمَهْدِييِنَ، وَاخْلُفْهُ فِي عَقْبِهِ فِي الْغَابِرِينَ، وَاغْفِرْ لَنَا وَلَهُ يَا رَبَّ الْعَالَمِينَ، وَأفْسَحْ لَهُ فِي قَبْرِهِ وَنَوِّرْ لَهُ فِيهِ

«Аллаhумма-ґфир ляhу (ляhа) варфа’ дараджатаhу фи-ль-маhдийина вахлюфhу фи ‘аḱбиhи фи-ль-ґабирина ваґфир ляна валяhу я раба-ль-’алямина вафсаẍ ляhу фи ḱабриhи ванаввир ляhу фиhи».

Смысл: «О Аллах, прости его (её), и возвысь степень его среди ведомых правильным путём, и стань его преемником для тех, кто останется после него, и прости нас и его, о Господь миров, и сделай просторной для него его могилу и освети её для него!»

فقد روى مسلم وغيره أن رسول الله صلى الله عليه وسلم: دخل على أبي سلمة وقد شق بصره فأغمضه ، ثم قال: إن الروح إذا قبضت تبعه البصر ، فضج ناس من أهله ، فقال: لا تدعوا على أنفسكم إلا بخير ، فإن الملائكة يؤمنون على ما تقولون ، ثم قال: اللهم اغفر لأبي سلمة ، وارفع درجته في المهديين ، واخلفه في عقبه في الغابرين ، واغفر لنا وله يا رب العالمين ، وأفسح له في قبره ونور له فيه

Сообщается, что Пророк Мухаммад ﷺ вошёл к Абу Саламе, когда взор его уже угас. Он закрыл ему глаза и изрёк: «Поистине, когда дух забирают, взор следует за ним». Близкие покойного стали громко причитать, и тогда Посланник Божий ﷺ сказал: «Не призывайте на себя ничего, кроме блага, ибо после любых ваших слов ангелы станут говорить: “Амин”». А потом Пророк ﷺ промолвил: «О Аллах, прости Абу Саламе, и возвысь степень его среди ведомых правильным путём, и стань его преемником для тех, кто останется после него, и прости нас и его, о Господь миров, и сделай просторной для него его могилу и освети её для него!» (привёл имам Муслим).

Дуа за умершего №2:

: بِسْمِ اللهِ وَعَلَى سُنَّةِ رَسُولِ اللهْ

«Бисмилляhи ва ‘аля суннати Расулюллаh».

ومن أفضل دعاء للميت : قال رسول الله صلى الله علية وسلم ( اذا وضعتم موتاكم فى القبور فقولوا : بسم الله وعلى سنة رسول الله ) اخرجة ابو داود والترمذى وابن ماجة وابن حبان فى صحيحة والحاكم والبيهقى واحمد (حديث صحيح)

В достоверном хадисе, переданный от Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана, Хакима, аль-Байхаки, Ахмад, сообщается, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Когда вы положите вашего умершего в могилу, то скажите: “Именем Аллаха и по пути Его Посланника”».

Некоторые учёные посчитали желательным читать дуа за покойного, во время угасании взора и смягчения суставов, в следующем виде: «Именем Аллаха и по пути Его Посланника. О! Аллах, облегчи ему его дело, облегчи ему то, что его ожидает, осчастливив его встречей с Тобой, и сделай место, куда он отправился, лучше того, которое он покинул».

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Как мусульманин может помочь своим умершим родственникам?

Как помочь умершим родственникам?

Что мы можем сделать хорошего для наших умерших родственников, кроме как возносить за них дуа?

Существует немало хадисов Пророка (мир ему) о том, как мы можем помочь душам умерших родных и близких нам людей. (Абу Давуд, «Весайа», 3; Тирмизи, «Весайа», 7)

1) Человек получает награду за деяния, совершенные при жизни

Пророк Мухаммад (мир ему) говорил:

“Когда человек умирает, (все) его добрые дела прекращаются, за исключением трёх:

– Садака-джарийа, т.е. доброе дело, которое человек сделал при жизни, и которое продолжает приносить пользу другим людям даже после его смерти. Например, строительство мечетей, мостов, дорог, пожертвования нуждающимся и т.д.

– Полезные знания, переданные другим людям. Например, путем обучения или написания книг.

– Благочестивые дети, которые будут молиться за своих родителей.

(Муслим, «Васийет», 14; Абу Давуд, «Весайа», 14; Тирмизи, «Акхам», 36).

В хадисе от Абу Хурайры (мир ему) передаются следующие слова Пророка Мухаммада (мир ему):

«Верующему мусульманину после его смерти будет непрерывно воздаваться за его благодеяния и садака: за полученные и распространенные им знания, за оставленное праведное потомство, за построенную мечеть, за приют для путника, за расходование из своего имущества» (Ибн Маджа, Мукаддиме, 20).

2) Дуа и истигфар за умершего

Одним из самых значимых дел, которые мы можем совершать за умерших – это обращаться ко Всевышнему с мольбами об их прощении. В Коране сказано: «А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный». (Сура «Сбор», 59/10).

В аяте говорится о важности истигфара за умерших. Если бы в этом не было пользы для них, то Всевышний не превозносил бы важность истигфара. Рассмотрим истории из жизни сподвижников:

“Однажды Абу Убейд Малик (р.а.) спросил Пророка (мир ему): «О, Посланник Аллаха! Есть ли у меня возможность совершать благое для своих умерших родителей, и чем я могу помочь им?».

На что Мухаммад (мир ему) ответил:

“Да, есть. Нужно совершать за них дуа, просить Аллаха об их прощении, исполнять свои долги должным образом, почитать родственников и их близких”. (Абу Давуд, Сунан, Адаб, 12; Ибн Маджа, Сунан, Адаб, 2).

Даже сам Пророк (мир ему) совершал намаз за усопших и возносил за них дуа:

«Когда вы совершаете намаз за усопшего, то делайте это искренне и искренне возносите за него дуа» . (Абу Давуд, «Сунна», «Дженаиз», 59).

К тому же, Пророк (мир ему), совершая намаз за одного человека, просил:

«О, Аллах! Этот человек у Тебя, он находится под Твоей защитой. Защити его от скорби и мучений в геенне. Лишь Тебе принадлежит вся хвала. Аллах, прости его, смилуйся над ним! Воистину, Ты – прощающий, милосердный». (Абу Давуд, «Дженаиз», 56)

Еще одним из важнейший пунктов является погашение долгов усопшего, поскольку в хадисе сказано: «Долг привязан в душе мусульманина до тех пор, пока он не будет выплачен» (Тирмизи, «Сунан», «Джанаиз», 76; Ибн Маджа, «Сунан», «Садака», 12).

Поэтому, если человек умер и у него остались долги, то, в первую очередь, наследникам необходимо расплатиться с долгами.

Исламские ученые единогласны во мнении, что за умерших нужно раздавать садака. Об этом свидетельствуют и хадисы Пророка (мир ему).

1. В риваяте от Ибн Аббаса сказано: “Один человек подошёл к Пророку (мир ему) и спросил:

– О, Посланник Аллаха (мир ему)! Моя мать погибла. Если я буду раздавать от её имени садака, будет ли ей от этого польза?

Пророк (мир ему) ответил:

Мужчина тогда сказал:

– У меня есть участок на котором растут фрукты. Я свидетельствую перед Вами, что этот сад я отдаю в качестве садака за свою мать” (Бухари, Сахих, 15,20, 26).

2. “Однажды другой человек поинтересовался у Пророка (мир ему):

– О, Посланник Аллаха! У меня умерла мать, какое из всевозможных видов благих дел (садака) предпочтительнее для совершения ради неё?

– Вода, – сказал Пророк (мир ему).

В связи с чем Сa’д ибн Убада соорудил колодец и сказал:

– Этот колодец для матери Сa’д ибн Убада”. (Абу Давуд, Сунан, Закят, 42)

Самым благородным и добродетельным действием является намерение на раздачу нафиль-садака. Поскольку награда за это достигнет души умершего, а у совершившего это благое дело ничего не убудет.

По мнению ученых ханафитского мазхаба, человек может посвятить кому-то награду за свои благие деяния. Отдельно можно произвести жертвоприношение за умершего, совершить Хадж, продержать за него пост. При этом тот, кто совершает это, не теряет собственной награды, даже если делает благое с целью пожертвования саваба за покинувшего этот мир.

Ссылка на основную публикацию