Как узнать причину отсутствия общения с папой

Советы психолога—если отцу неинтересен ребенок

Современный ритм жизни постоянно создает новые модели семьи: гражданские и гостевые браки, разведенные пары, которые воспитывают детей по очереди, самостоятельные мамы, полностью берущие на себя уход за ребенком. Не

Современный ритм жизни постоянно создает новые модели семьи: гражданские и гостевые браки, разведенные пары, которые воспитывают детей по очереди, самостоятельные мамы, полностью берущие на себя уход за ребенком. Не секрет, что на материнские плечи часто возлагается больше ответственности за ребенка. Что делать, если отец практически не выполняет свою роль?

Папа может Сложности с папой возникают, как правило, там, где нарушается гармония отношений между самими родителями. Поэтому в идеале стоило бы разобраться, все ли в порядке в семье. Но на практике довольно сложно одновременно и решать проблемы отношений, и делить заботу о детях. К тому же, ошибки, которые допускают матери, далеко не всегда связаны с ссорами с супругом.

1. Поведение отца может вас абсолютно не устраивать, но заменить его своей опекой в двойном размере все равно не удастся. Для ребенка в равной степени важно и общение с отцом, и общение с матерью.

2. Можно пробовать научить папу быть папой, но неправильно навязывать ему тот стиль, который вы считаете единственно верным. 3. Важно не путать свои претензии к отцовской манере воспитания и чувства самого ребенка. Вам может не нравиться, что папино участие ограничивается совместным вечерним просмотром мультиков, но малышу этого может быть вполне достаточно.

4. В выяснения отношений с папой, касаются ли они ваших личных дел или вопросов воспитания, не должны быть втянуты дети. Отец-молодец! Задача «перевоспитания» папы с самого начала может казаться трудной и почти неосуществимой, тем более, что это недалеко от истины. Сама идея внушать взрослому сложившемуся человеку истины о важности отцовского участия в судьбе детей – уже странная. Ведь тот, кто добровольно решился стать папой, вроде бы должен понимать это и без дополнительных пояснений.

Однако на деле препятствий много. Игнорирование обязанностей по отношению к ребенку бывает связано со страхами не справиться, отсутствием хороших примеров общения со своим отцом, убежденности, что роль отца – это заработок, а все остальное – на личное усмотрение и в свое удовольствие. Кроме того, и со стороны супруга может иметь место неосознанная ревность к жене, недовольство от своей роли и простое непонимание ситуации.

Но в реальности все это вполне преодолимо. Соблюдение определенных правил в общении с папой через небольшой промежуток времени может изменить ситуацию к лучшему. Важно научиться различать и отделять сам по себе интерес к ребенку и обязательства по его воспитанию. Можно быть любящим отцом, но не понимать, как надо воспитывать детей. Есть и другие примеры: чересчур активное отцовское воспитание перекрывает обычную человеческую доброту и нежность.

Как заинтересовать. Не стоит воображать мужчину «злым следователем», привлекая исключительно для того, чтоб приструнить расшалившегося малыша. Участие супруга должно быть всесторонним и гармоничным, а не заключаться в криках или наказании. При этом если папа все-таки уже принял какое-то решение, не стоит его отменять.

Тем не менее, если вы видите, что отец проявляет по отношению к ребенку откровенные грубость или агрессию, унижает и оскорбляет его, необходимо вмешаться и объяснить недопустимость такого поведения.

Ни в коем случае нельзя высмеивать в присутствии ребенка поведение отца. Напротив, поможет политика укрепления его авторитета: «папа может то-то и то-то», «вот это лучше спросить у папы, он точно знает». Просите отца, чтобы он по возможности не уклонялся от ответов на детские вопросы, ведь благодаря ему ребенок действительно узнает о том, чего не знаете вы. Ощущение собственной значимости и мудрости неплохо мотивирует.

Можно найти общее занятие. Возможно, чтобы отец и ребенок пошли в музей, интересный и папе, сыграли в игру, которую любит и отец. Если даже это глупая компьютерная «стрелялка», которую вы не одобряете. Если вы видите, что какие-то развлечения совершенно не соответствуют возрасту ребенка или опасны для него, стоит об этом говорить.

Важно не стесняться просить помочь решить и какие-то бытовые вопросы. При этом необходимо, чтобы отец действительно понимал, что без его помощи не обойтись. Но тут надо и не переусердствовать, превращая все в непрерывную обязаловку.

Обязательно оставляйте папу и ребенка наедине – дома или на прогулке. В «свободном» контакте общение наладится гораздо быстрее. Иногда можно и «слукавить», сбежав из дома под предлогом многочисленных дел (а впрочем, дела всегда найдутся).

Но возможно приложить и собственные усилия: например, дружно поиграть втроем. Это укрепит и семейные отношения. Вводите отца в курс дела, как ребенок ведет себя в его отсутствие: скучает по нему, когда он на работе, ждет его возвращения. Собирайте коллекцию всего смешного и трогательного, сказанного ребенком за день, а уж если что-то из этого связано с папой, то это имеет особое значение.

А вот критика в сложных случаях неконструктивна. Тем более, то, что вам кажется «глупостями» – это не всегда плохо. Отлично, когда мужчина ведет себя, как ребенок и может перейти на более удобный для малыша стиль общения.

Поощряйте общение папы с другими счастливыми отцами, осуществляйте вылазки в те семьи, где родители активно общаются со своими детьми. Такие примеры могут стать заразительными.

Как законно ограничить отца в общении с ребенком после развода

Задайте вопрос юристу бесплатно!

Кратко опишите в форме вашу проблему, юрист БЕСПЛАТНО подготовит ответ и перезвонит в течение 5 минут! Решим любой вопрос!

Все данные будут переданы по защищенному каналу

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист

Часто после развода конфликт бывших супругов, имеющих детей, достигает настолько острой стадии, что мать принимает решение ограничить общение отца с ребенком. Увы, сделать это не так уж и просто. Поскольку покинувший семью родитель сохраняет все права и обязанности по отношению к ребёнку вне зависимости от обстоятельств расставания и развода. За исключением ситуации, когда общение может навредить несовершеннолетнему. Рассмотрим, как законно ограничить отца в общении с ребенком после развода.

Просто так взять и не подпускать отца к ребенку по одному лишь желанию матери нельзя, равно как и нельзя лишить его родительских прав без веских на то оснований, прямо перечисленных в законе.

Основания к ограничению общения

Законом не предусмотрен конкретный перечень оснований для того, чтобы ограничить отца в общении со своим ребенком. Однако суды часто руководствуются перечнем оснований для лишения или ограничения родителей в их правах.

Эти основания прописаны в ст. 69 СК РФ и включают:

  • злостную неуплату алиментов при условии привлечения к ответственности за таковую;
  • иное уклонение от выполнения родительских обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка;
  • отказ забирать ребенка из учебных, медицинских и иных учреждений, где он пребывает;
  • насилие в отношении ребенка (включая психическое), а также совершение преступления против своего ребенка родителем;
  • алкоголизм или наркомания родителя.

Эти основания могут стать безусловным поводом для лишения родительских прав недобросовестного отца, не говоря уже об ограничении общения с ребенком или ограничения в правах.

Однако такие основания могут быть далеко не всегда. Отец ребенка может быть вполне положительным человеком, работать, не иметь судимостей, платить алименты, но общение с ним ребенка может негативно сказываться на развитии малыша в целом.

Перечисленные ниже основания не прописаны в законе. Но принимаются судами в качестве оснований для ограничения общения отца с ребенком при определении соответствующего порядка воспитания детей после развода:

  • дурное влияние на ребенка, выраженное в нездоровых увлечениях, культивации жестокого или аморального поведения и т.д.
  • отрицательное влияние отца на учебу, развитие несовершеннолетнего;
  • негативные оценки отца в адрес матери, навязывание своего мнения в этой части;
  • отказ учитывать интересы матери, неоднократное отобрание ребенка и его удержание без информирования матери о месте нахождения.

Пример. Иванов после развода со своей женой регулярно забирал 11-летнего сына К. к себе на выходные. После пребывания у отца ребенок вел себя агрессивно по отношению к матери, обвинял ее в разрушении отношений, неоднократно убегал из дома и стал прогуливать школу. Мать ребенка выяснила, что отец регулярно рассказывает ему недостоверные сведения о ней, о ее несуществующих изменах, убеждает больше времени проводить с ним, вплоть до ущерба образованию. Убеждает, что образование не нужно, так как он оставит сыну часть бизнеса. Формально действия отца не являются основанием для ограничения в родительских правах, однако суд может по заявлению матери установить порядок общения с ребенком, ограничив Иванова в свободном общении со своим сыном.

Все эти основания подлежат установлению судом и, чаще всего, с привлечением экспертов через назначение судебно-психологической экспертизы.

Ограничение через установление порядка общения с ребенком

Ограничение свободного общения с ребенком через суд возможно в рамках дел об установлении порядка общения с ребенком. Подобные меры – самое мягкое воздействие на отца ребенка, которое и не нарушает его прав как родителя, и защищает ребенка от негативного воздействия родителя, желающего свести счеты с бывшей женой.

В иске об установлении порядка общения с ребенком мать малыша может требовать определить:

  • время и место общения отца с ребенком (например, каждую пятницу или субботу у нее дома);
  • условия и обстоятельства общения отца и ребенка (строго в присутствии матери, бабушки, иных лиц);
  • продолжительность такого общения (устанавливается как в часах, так и в днях);
  • частота и предельное количество встреч;
  • иные условия, имеющие значение для ребенка и родителей.

Важно! Такой же иск или же встречное требование может предъявить и отец ребенка, если не согласится с мнением матери. Иски подлежат объединению и рассматриваются в рамках одного дела.

Куда обращаться

Дела о спорах, связанных с воспитанием детей, относится к ведению районных и городских судов. Иск подлежит подаче по месту жительства ответчика.

Также такое требование может быть подано при подаче иска на развод, но юристы рекомендуют разделять эти две категории дел и не соединять требование без особой нужды.

Исковое заявление

Иск подлежит подготовке по правилам, перечисленным в ст. 131—132 ГПК РФ. Необходимо неукоснительное соблюдение этих требований, иначе иск будет оставлен без движения, а затем и вовсе возвращен обратно заявителю при неустранении недостатков.

В исковом заявлении нужно указать:

  • полное наименование суда и его фактический адрес;
  • ФИО сторон, их адреса регистрации и фактического нахождения;
  • наименование и адрес третьего лица по делу;
  • обстоятельства дела: дата и причины развода; основания проживания ребенка с матерью; причины конфликта с отцом ребенка и т.д.
  • обоснование необходимости установления порядка общения и ограничения отца в общении с малышом;
  • доказательства и ссылки на законодательство;
  • просьба, адресованная суду;
  • дата, подпись;
  • перечень прилагаемых документов.

При рассмотрении таких дел в обязательном порядке привлекается к участию орган опеки и попечительства, которые тщательно следит за соблюдением интересов несовершеннолетнего ребенка. Можно указать местный орган опеки сразу в иске, но и его отсутствие ошибкой не будет – суд сам привлечет орган опеки к участию в деле.

Исковое заявление подается лично истцом или направляется почтовой связью с обязательным уведомлением о вручении.

Полноценное общение ребенка и живущего отдельно родителя: реальность или мечта?

Около месяца назад Управление ФССП России по Омской области сообщило о находящемся у него в производстве интересном исполнительном документе. Это в принципе довольно обычное судебное решение, устанавливающее порядок общения бабушки и дедушки с внуками. Интересна сама ситуация – родители не запрещали представителям старшего поколения общаться с детьми, но считали, что они сами должны приезжать или забирать детей к себе. Бабушка с дедушкой в свою очередь хотели, чтобы внуков привозили к ним домой. В результате суд установил, что бабушка с дедушкой могут звонить своим внукам каждую вторую и четвертую субботу месяца в период с 12.00 до 12.30, а также в первый и третий вторник месяца с 19.30 до 20.00. Также, если родители не будут возражать, общение может осуществляться через Интернет. Решение суда удовлетворило обе стороны. И все же непонятно, почему они сами не обдумали вариант телефонного общения, если проблема была в том, чтобы возить детей или забирать их. При этом одному из внуков всего полтора года, поэтому общение с ним по телефону и через Интернет представляется затруднительным.

Такая ситуация, скорее, исключение из правил, так как большинство решений суда об определении порядка общения с детьми выносится тогда, когда родитель запрещает второму родителю такое общение (или оба родителя запрещают другим родственникам общаться с детьми). В преддверии Международного дня защиты детей портал ГАРАНТ.РУ решил напомнить о том, какие обстоятельства учитываются судами при рассмотрении подобных споров и какие варианты общения могут быть установлены.

Мама, папа, я – отдельная семья

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ознакомиться с решениями судов по делам об осуществлении родительских прав родителями, проживающими отдельно от ребенка, можно в системе ГАРАНТ. Для этого в строке базового поиска (F2) необходимо ввести соответствующий запрос, например “право на общение с ребенком”, и выбрать раздел “Судебная практика” (над строкой базового поиска).

Читайте также:  Знаки зодиака: магия для женщин и обзор способностей

Наиболее распространенная ситуация, требующая установления порядка общения с ребенком, – родители разведены и/или не живут вместе. Проживающий отдельно родитель имеет право общаться с ребенком и решать вопросы, касающиеся его образования. При этом второй родитель не должен ему препятствовать в таком общении, за исключением случаев, когда оно причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию (п. 1 ст. 66 Семейного кодекса РФ). Родители могут заключить письменное соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, который не живет с ребенком. Если же решить этот вопрос мирно не удается, порядок общения с детьми определяет суд – по заявлению родителей или одного из них.

Установленный судом порядок общения Г.М. (отец) с М.А. (сын):

Ежемесячно в период с сентября по май включительно каждую первую и третью неделю месяца отец забирает сына с учетом состояния здоровья и желания ребенка у М.Ю. (мать) по месту ее жительства или из детского сада в четверг в 17.00 и возвращает сына матери в воскресенье соответствующей недели не позднее 20.00.

Ежегодно в период с июня по август включительно отец имеет право проводить с сыном 20 календарных дней.

Общение с ребенком в праздничные дни матери и отцу нужно делить пополам: первую половину праздничных дней в четные года сын проводит с матерью, вторую половину – с отцом, в нечетные года – наоборот.

В день рождения ребенка – 29 июля – отец забирает его на четыре часа по договоренности с матерью.

Дни рождения родственников: 16 сентября (день рождения бабушки со стороны папы), 12 октября (день рождения самого отца), 25 июля (день рождения дедушки со стороны папы) – отец проводит с сыном, забирая его у матери в 12.00 и возвращая не позднее 20.00 того же дня.

При этом мать ребенка обязана не препятствовать личному общению отца с сыном, общению по телефону, путем обмена СМС-сообщениями и общению в Интернете (апелляционное определение Московского городского суда от 16 апреля 2014 г. № 33-12420/14).

СОВЕТ

Письменное соглашение о порядке осуществления родительских прав живущим отдельно от ребенка родителем может быть составлено по аналогии с порядком общения с детьми, устанавливаемым судами.

В разрешении подобных споров всегда участвуют органы опеки и попечительства. Они обязаны исследовать условия жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, и представить в суд составленный по результатам исследования акт и основанное на нем заключение по существу спора (п. 2 ст. 78 Семейного кодекса РФ). Такое заключение может содержать, например, рекомендацию не допускать общения ребенка с родителем, употребляющим наркотики или страдающим алкоголизмом, или указание на невозможность ночевок ребенка в квартире второго родителя из-за плохих жилищных условий и т. д.

Суд в свою очередь обязан оценить личные качества родителей и их взаимоотношения с ребенком, учесть возраст ребенка и состояние его здоровья. Тот факт, что общение с родителем может нанести вред ребенку, является единственным основанием для отказа в удовлетворении иска об определении порядка участия родителя в его воспитании (абз. 4 п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10 “О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей”; далее – Постановление № 10).

В каждом решении об определении порядка осуществления родительских прав проживающим отдельно от ребенка родителем суд с учетом обстоятельств конкретного дела должен определить время, место и продолжительность общения (абз. 2 п. 8 Постановления № 10).

В большинстве случаев при разводе родителей дети остаются жить с матерями (особенно это касается малолетних детей, которым необходимо грудное кормление и которые в первые годы жизни привязаны сильнее к матери, чем к отцу). Общение с малолетними детьми, как правило, происходит в доме или квартире, где живет ребенок, причем в дневное время и в присутствии живущего с ним родителя. Забирать маленького ребенка к себе, тем более с ночевкой, второму родителю чаще всего не разрешается.

Когда речь идет о детях постарше (от трех лет), суды устанавливают большую свободу общения отдельно живущего родителя с ребенком – ему может быть предоставлено право навещать ребенка, когда тот болеет, в дни общения забирать ребенка из детского сада и других образовательных учреждений, в том числе из спортивных секций и кружков, посещать праздничные мероприятия с участием ребенка в дошкольных и школьных учреждениях, водить его на культурно-массовые мероприятия, возить в гости к другим родственникам и на экскурсии и т. д.

Тем не менее живущие отдельно родители часто настаивают на том, чтобы забирать ребенка к себе домой. Это, конечно, допускается судами, однако место общения не может быть ограничено только домом или квартирой этого родителя (определение Судебной коллегии Пензенского областного суда от 21 января 2003 г. № 33-113).

Определение места общения с ребенком становится особенно важным в том случае, когда родители живут в разных городах. Поэтому суд должен прописать, когда встречи с ребенком могут проводиться в том населенном пункте, где он живет, а когда – за его пределами (обобщение практики применения положений семейного законодательства РФ федеральными судами г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области при разрешении споров, связанных с воспитанием детей).

Соответственно, необходимо конкретизировать и дни общения с ребенком. Поэтому решения суда, устанавливающие, к примеру, такой порядок: еженедельно в один из будних дней отец забирает ребенка в 17.00 из детского сада и возвращает матери не позднее 20.00, в один из выходных дней (суббота или воскресенье) в 10.00 отец забирает сына и возвращает по месту жительства матери не позднее 18.00 – будут признаны незаконными в случае их обжалования. Неопределенность дней общения препятствует планированию режима дня ребенка и ставит в неопределенное положения действия матери, считают суды (определение Московского областного суда от 13 мая 2010 г. по делу № 33-9355).

Кроме того, следует иметь в виду, что порядок участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка может корректироваться в случае изменения условий жизни любого из родителей или обстоятельств, определяющих условия воспитания ребенка, в целях учета его интересов (обзор судебной практики по рассмотрению в надзорном порядке гражданских дел Кировским областным судом за 2009 год от 19 августа 2010 г.). К примеру, в случае если длительное пребывание ребенка с отцом на отдыхе в отсутствие матери неблагоприятно отражается на его психоэмоциональном состоянии, суд может уменьшить длительность такого отдыха в будущем (обзор судебной практики рассмотрения судами Вологодской области гражданских дел, связанных с воспитанием детей, от 22 июля 2014 г.). Или, например, мать ребенка снова вышла замуж и переехала вместе с ним в другой населенный пункт, поэтому привозить ребенка к месту жительства отца (как установлено мировым соглашением) для нее стало затруднительно. Поэтому порядок общения сына с отцом также должен быть изменен (определение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 24 октября 2013 г.).

Еще одним обстоятельством, влекущим пересмотр режима общения, является выпуск ребенка из детского сада, поскольку в этом случае распорядок его дня кардинально меняется. Суд может прямо прописать в своем решении, что установленный в нем порядок общения действует до 31 августа определенного года (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 29 октября 2014 г. № 33-2119). После наступления этой даты живущему отдельно от ребенка родителю снова нужно будет обратиться в суд за определением нового порядка общения с ребенком.

Еще один важный момент – ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, в том числе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст. 12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 57 Семейного кодекса РФ). Учитывать мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, нужно обязательно, за исключением случаев, когда это противоречит его же интересам. При этом суд советуется с органом опеки и попечительства о целесообразности опроса ребенка в судебном заседании, о том, не причинит ли такой опрос психологическую травму ребенку и т. д. Также он выясняет, не воздействовал ли на мнение ребенка кто-либо из родителей или других родственников и осознает ли ребенок свои собственные интересы (обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом ВС РФ 20 июля 2011 г.).

“Милый дедушка, возьми меня отсюда домой”

Право на общение с ребенком, помимо родителей, имеют также бабушки, дедушки, братья, сестры и другие родственники (п. 1 ст. 67 Семейного кодекса РФ). Иногда родители ребенка запрещают родственникам общаться с ним, и в этом случае те могут обратиться в орган опеки и попечительства, который вправе обязать родителей не препятствовать такому общению. Если же решение органа опеки и попечительства не исполняется, этот орган или близкие родственники ребенка могут подать в суд иск об устранении препятствий к общению с ним. Данный спор также разрешается исходя из интересов и с учетом мнения ребенка.

Отметим, что суды по-разному толкуют норму о досудебном урегулировании такого спора. Так, суд первой инстанции может посчитать эту процедуру обязательной и вернуть исковое заявление истцу, не обратившемуся в орган опеки и попечительства до суда. А суд апелляционной инстанции, напротив, может решить, что родственник вправе по своему усмотрению обращаться сразу в суд (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 февраля 2014 г. по делу № 33-3290/2014).

Как правило, суды определяют конкретные дни и часы, в которые бабушки, дедушки и другие родственники могут общаться с ребенком, в том числе гулять и посещать культурно-массовые мероприятия. Встречаются, однако, в решениях судов и такие формулировки, как “разрешено посещать ребенка ежегодно для поздравления с днем рождения” (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29 апреля 2014 г. № 33-2626/2014).

Поскольку воспитание ребенка – все же задача в первую очередь родителей, на общение родственников с ним отводится не так много времени (в большинстве судебных решений – по несколько часов один-два раза в месяц, иногда с правом забирать ребенка с ночевкой или даже на 10-14 дней). Особенно сложно распределить время, если родители живут не вместе, а общаться с ребенком хотят бабушки и дедушки со стороны обоих родителей.

Препятствовать общению родственников с ребенком безнаказанно не получится

За неисполнение решения суда, устанавливающего порядок общения родственника с ребенком, родители несут ответственность. Так, родитель, запрещающий близким родственникам общаться с ребенком, может быть оштрафован на сумму от 2 тыс. до 3 тыс. руб. (ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, решение Омского областного суда от 1 апреля 2014 г. по делу № 77-337). Кроме того, он обязан будет уплатить исполнительский сбор за пропуск срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, который выдается на основании решения суда о порядке общения с ребенком (определение Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 24 марта 2015 г. по делу № 33-1017/2015).

Более того, воспрепятствование общению ребенка с проживающим отдельно родителем (если порядок общения определен судом) может привести к передаче ребенка последнему по решению суда исходя из интересов и с учетом мнения ребенка (п. 3 ст. 66 Семейного кодекса РФ). При этом суды, определяя порядок общения с детьми, далеко не всегда предупреждают родителей о таких последствиях, так как соответствующей обязанности в Семейном кодексе РФ нет. Однако необходимость этого предупреждения предусмотрена ВС РФ (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10) и игнорировать свои разъяснения Суд не советует (обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом ВС РФ 20 июля 2011 г.). На практике суды по-разному выносят такое предупреждение: прописывают в мотивировочной или резолютивной части решения, в определении об утверждении мирового соглашения, заключенного между родителями, в кассационном определении об оставлении решения суда первой инстанции без изменения или о его изменении либо озвучивают устно (с занесением в протокол судебного заседания). Тем не менее, часть судебных решений все-таки не содержит этого предупреждения, поэтому родителям нужно быть внимательными.

Некоторые родственники в случае, когда им запрещают общаться с детьми, подают иски о компенсации морального вреда. Они полагают, что такой запрет нарушает их личные неимущественные права. При этом ряд судов соглашаются с этим мнением и удовлетворяют иски. ВС РФ, однако, подчеркивает, что право на общение с ребенком к личным неимущественным правам действующим законодательством не отнесено, и отменяет подобные акты (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 8 апреля 2014 г. № 45-КГ13-22).

***

Так или иначе, с помощью органов опеки и попечительства и суда родственники ребенка могут определить порядок общения с ним, который более или менее устроит всех (конечно, двухчасовые прогулки в парке два раза в месяц вряд ли заменят лето, проведенное с бабушкой и дедушкой на даче, но это все же лучше, чем ничего). Для того чтобы отстоять свое право на участие в воспитании ребенка, заинтересованные стороны должны знать, как происходит рассмотрение таких споров, и заранее готовиться с судебному заседанию – настаивать на учете мнения органов опеки и попечительства, опросе ребенка и т. д.

Читайте также:  Как поступить когда супруг после 30 лет совмествной жизни изменяет

Влияние эмоциональной близости с отцом на личностные особенности девушек и юношей. Результаты исследования

Я проводил исследование в рамках написания магистерской диссертации на тему, которая, как мне кажется, является крайне актуальной и при этом очень слабо изучена — какое влияние оказывает недостаточная вовлеченность отца в воспитание детей на особенности их личности? Были получены любопытные результаты, которыми я бы хотел поделиться.

В настоящее время исследования, посвящённые изучению влияния отца на особенности личности детей, крайне немногочисленны. Не секрет, что в силу самых разных причин многие отцы уделяют крайне мало времени общению со своими детьми. В результате, многие дети переживают опыт недополучения, неудовлетворения потребностей в эмоциональной близости, принятии, знаниях, опыте, безопасности, доверительности в отношениях с отцом. При этом в работах большинства психологов утверждается, что на ранних этапах жизни ребёнка до 3–5 лет основную роль играет материнское влияние. Роль отца в этот период чаще всего понимается, как внешняя, основная задача которой — создание безопасного пространства для матери и ребёнка. Но это мнение всё сильнее подвергается сомнению по мере получения новых данных исследований роли отца. Есть даже предположения о том, что отцовское влияние начинается буквально с первых дней жизни ребёнка и имеет такое же большое значение, как и материнское…

В то же время очевидно, что в современных условиях, когда происходит изменение традиционных взглядов на отношения в семье, роль отца становится всё более неопределённой. Можно отметить множество причин, которые способствовали тому, что мужчины в обществе и семье постепенно утрачивают свои традиционные функции, например, такие как последствия войн, общемировой процесс сглаживания различий между мужскими и женскими ролями в обществе. При этом Россия прочно удерживает одно из первых мест в мире по разводам и мужской смертности. Всё это не может не сказываться на особенностях личности детей, выросших в условиях недостаточного общения с отцом, но исследований, направленных на выявление взаимосвязи личностных особенностей ребёнка и характера взаимодействия с отцом, сравнительно немного. При этом многие современные учёные связывают проблемы в области формирования личности детей, их эмоционального благополучия, асоциального и агрессивного поведения с фактом негативного взаимодействия с отцом. В то же время ряд исследований показал, что далеко не всегда сам факт наличия или отсутствия отца в семье оказывает существенное влияние на особенности личности ребёнка. Во многих случаях неполных семей наблюдается адекватное развитие ребёнка. При этом оказался важным не только характер непосредственного общения с отцом, но и тот бессознательный образ отца, который имеется у человека, поскольку зачастую существует большая разница между тем, как люди реально общаются друг с другом, и тем, как где-то в глубине души они к этому общению относятся. Кроме того, и в силу экономического положения в стране, и в силу устоявшихся стереотипов во многих семьях мужчины продолжают считать правильным исполнение лишь одной главной роли — кормильца, посвящая большую часть своего времени на трудовую деятельность и заработки, не уделяя особого внимания воспитательным функциям, полностью возлагая их на женщину. И часто при фактическом наличии отца в семье эмоционально он оказывается отстранённым от своих детей. И таких семей великое множество! Возможно, полученные данные не отражают полной картины в стране, но оказалось, что практически половина опрошенных в процессе исследования девушек и юношей считают своё взаимодействие с отцом недостаточно близким! Но абсолютное большинство имеющихся исследований роли отца сравнивают только две группы лиц — это либо лица из полных, либо из неполных семей. При этом последствия отцовского влияния в семьях, где отец играет по большей части лишь внешнюю роль, практически не изучены. В рамках данного исследования была предпринята именно эта попытка — понять, к чему ведёт недостаточная вовлеченность отца в эмоциональные контакты со своими детьми. При этом оказывается не столь важным сам факт наличия отца в семье, ведь общение с отцом может продолжаться и, например, после развода, но его может быть явно недостаточно даже и в полной семье. Поэтому я исследовал не столько оценку реального взаимодействия с отцом, сколько образ отца, т.е. то, как человек частично осознанно, а частично бессознательно оценивает роль отца, насколько отец является значимой и близкой внутренней фигурой. И, как показали результаты, недостаточная вовлеченность отца в воспитание детей, его эмоциональная недоступность ведёт к большому количеству негативных последствий, как для юношей, так и для девушек, но эти последствия несколько отличаются в зависимости от пола ребёнка.

Девушки

Сначала немного теории. Многие психологи говорят о том, что одной из основных проблем для девушек в плане обретения ими самостоятельности можно считать необходимость разрушения чрезмерной связи “мать-ребёнок”, т.к. мать, имеющая свой женский опыт, значительно сильнее проецирует его на дочь, нежели на сына. Для преодоления этого слияния с материнской фигурой и обретения самостоятельности девушке нужен кто-то “третий”, и эту роль берёт на себя отец. Если же отца нет или его отношение к дочери носит отстранённый характер, то девушке становится крайне трудно обрести автономию и независимость. При этом девушка создаёт вместо реального отца фантазийный образ, лишённый слабостей и недостатков, а потому — нереалистичный. Именно это закладывает основу для возникновения сложностей во взаимоотношениях женщины с мужчинами в дальнейшем, ведь свой первый урок по общению с противоположным полом девушка получает именно от отца. А если его нет или он не интересуется переживаниями дочери, то какой это будет урок.

В случаях неполных семей возможна ситуация, когда на девочку будут возложены функции, которые должен выполнять отец. Мать может ожидать восхищения, требовать поддержки и утешения, что ведёт к крайним формам зависимости и лишает дочь возможности строить собственную жизнь. Подобные требования со стороны матери вынуждают дочь использовать мужские формы поведения, что приводит к отказу от женственности. Если же мать проявляет заботу, то её поведение всё равно не способно компенсировать отсутствие отцовского мужского влияния, что ведёт к нарушениям полового поведения. Девушки, выросшие без отца, демонстрируют психологическую незрелость и инфантильность, их отношения с мужчинами носят расщеплённый характер, мужчины воспринимаются, как “плохие” в реальности и “идеальные” в фантазиях, что ведёт к неспособности принять реального человека. Любовь таких женщин носит невротический характер, который выражается, как постоянная потребность в эмоциональной привязанности при позитивной оценке окружающих людей, их поддержке и советах. В мужчинах такая женщина ищет не сексуального партнёра равного себе, а отца, от которого ждёт заботы и тепла. При этом многие девушки, выросшие без отца или общавшиеся с эмоционально-отстранённым отцом, оказываются социально неприспособленными, и в этом случае частым решением для девушки становится отказ от женственности и искусственное использование мужских стратегий поведения. Сочетание внутренней мягкости и женственности, робости, нерешительности с демонстрацией решительного “мужского” поведения приводит к внутреннему конфликту, который может проявляться также в нарушениях жирового обмена (кстати, подобное явление встречается и у юношей). Даже если такие девушки достигают определённых успехов в социальном плане, то в общении с противоположным полом они сталкиваются с большими сложностями. Многие мужчины весьма болезненно реагируют на то, что женщины активны, а зачастую может быть даже более социально успешны, чем они и опасаются строить с такими женщинами личные взаимоотношения. К тому же весьма велика вероятность возникновения проблем в области сексуальных взаимоотношений. Впрочем, если сам мужчина крайне слабый, зависимый и женственный, то, возможно, такая пара найдёт друг друга, хотя подмена ролей в семье, когда мужчина ведёт себя по-женски, а женщина взваливает на себя весь груз мужских забот, вряд ли способствует гармонии в семье. Но, ситуации бывают разные. Возможно, кому-то такая подмена и не мешает строить полноценную семью. Хотя жизненные наблюдения показывают, что обстановка в таких семьях чаще всего весьма сложная и нервозная. К тому, как уже доказано рядом исследований, стиль отношений в родительской семье обязательно станет тем образцом, на основе которого будут строить свои отношения и свою семью в дальнейшем и дети. Даже если они пытаются не повторять родительских шибок. Это неизбежно, потому что никакого иного образца в их психике нет, и все ошибки родителей будут в итоге в точности повторены. Либо слом этой “матрицы” потребует титанических болезненных усилий…

Что же показывают полученные в исследовании результаты?

Было проведено сравнение двух групп девушек, одна из которых — девушки с благополучным опытом общения с отцом, а другая — девушки, чьё общение с отцом было недостаточно близким, и были получены следующие результаты:

  1. Для девушек, чьё общение с отцом было недостаточно близким, отец имеет меньшую значимость, он менее авторитетен, чем для девушек, не имеющих подобного опыта. Также у этих девушек выше уровень нейротизма, т.е. они психически неустойчивы, тревожны, мнительны, им свойственны частые перепады эмоционального состояния.
  2. У девушек, с которыми отцы общались недостаточно, ниже уровень социальной активности, им сложно устанавливать контакты, трудно раскрыть себя, гораздо труднее построить карьеру, чем девушкам, имеющим благополучный опыт общения с отцом.
  3. Самое неприятное. Девушки, с которыми отцы были эмоционально холодны, с высокой вероятностью отказываются от природной женственности в процессе устройства собственной жизни и реализации своей карьеры. Такие девушки считают, что быть женственной плохо, потому что проявления женственности мешают достижению социальных целей. Девушки же из благополучных семей, чьё общение с отцом было гармоничным и близким, высоко оценивают представителей женского пола и свойственные им проявления женственности, что не мешает им развивать достаточную социальную активность.

Юноши

Сравнивались две группы юношей. Тех, чьё общение с отцом воспринимается как достаточное и близкое, и тех, у кого либо вообще не было отца, либо общения с ним явно не хватало. И с юношами ситуация оказалась ещё сложнее и драматичнее. Многие психологи, ещё начиная с Фрейда, говорили и писали о важной роли отца для мальчика, как основного объекта для подражания. Причём, в отличие от девушек, положение юноши осложняется тем, что при наличии эмоционально отстранённого от воспитания и общения отца юноша не может так просто переключиться на фигуру матери в поиске душевной близости, ведь это угрожает ему искажением его природных мужских качеств! Если юноша остаётся слишком привязанным к фигуре матери, то он может вырасти чрезмерно женственным, неспособным на здоровое проявление агрессии и отстаивание своих интересов в дальнейшем. Кроме того, у него вполне могут возникнуть нарушения половой идентичности, т.е. конфликтное отношение к самому факту того, что он — мужчина. Есть, кстати, исследования (правда недостаточно доказанные), которые говорят о том, что существует определённая взаимосвязь между гомосексуальностью и отсутствием отца (или его невовлеченностью в общение с сыном). Юноши, выросшие без отца или без эмоциональной близости с ним, могут остаться крайне слабыми, зависимыми, не способными к самостоятельности и ответственности… Что же показали результаты исследования?

  1. Юноши, чьё общение с отцом было эмоционально недостаточным, имеют высокий уровень вероятности искажений в области половой идентичности, т.е. чаще имеет место вероятность конфликтного восприятия своего пола и свойственных ему стилей поведения.
  2. В условиях общения с эмоционально отстранённым отцом вырастают юноши с низкой социальной активностью и уровнем рефлексии. Т.е. таким юношам трудно добиваться поставленных целей, отстаивать свои интересы и они плохо осознают свои чувства, эмоции и мотивы своих поступков и часто не способны их контролировать.
  3. У юношей из неполных семей или из семей, где отец не принимает участия в воспитании, оказалась статистически более высокой вероятность психосоматических реакций на стресс, чем у девушек из подобных семей. Говоря простым языком, такие юноши чаще болеют, когда сталкиваются со стрессовыми ситуациями. Объяснить это явление достаточно сложно, но я предлагаю такой вариант — для того, чтобы юноше стать мужчиной, влияния матери недостаточно, юноше нужен другой мужчина, поэтому именно отец является главной фигурой для сына, именно подражая ему, мальчик усваивает стили мужского поведения. Поэтому в том случае, когда отец недоступен, то в душе мальчика могут бороться два прямо противоположных влечения — к отцу (стремление к близости) и от отца (вызванное недоступностью отца и вызывающие раздражение и глубоко подавленную обиду). Долгое переживание такого состояния, которое психологи обозначают словом “амбивалентность”, т.е. неустойчивость, неопределённость, двойственность вполне может вызывать болезненные реакции, ведь, в конечном счёте, любой мальчик в глубине души выбирает стремление к близости с отцом, хотя бы в виде надежды и фантазии о такой возможности, подавляя при этом гнев и обиду на отца. А именно долгое подавление негативных переживаний и является частой причиной болезней, которые могут быть спровоцированы стрессом. Впрочем, у мальчика есть и ещё один “выход” из ситуации — вместо того, чтобы подавлять обиду и раздражение (т.е. вести себя агрессивно по отношению к самому себе) мальчик может выплёскивать своё раздражение на отца где-то за пределами семьи, вести себя агрессивно, например, в школе, что часто и происходит в семьях, где отцовское влияние на сына негативно. Впрочем, как отмечают некоторые психологи, и с чем, похоже, придётся согласиться и мне на основании полученных результатов, наверное, в некоторых случаях для психологического здоровья мальчика будет даже предпочтительнее полное отсутствие общения с отвергающим отцом, чем продолжение подобного общения… Если мать сможет воспитать у сына уважительное отношение к представителям мужского пола, то такой мальчик, наверное, сможет найти себе иной образец для подражания среди, например, тренеров, учителей или каких-то иных значимых мужских фигур, если родной отец не смог справиться со своей родительской ролью. Впрочем, это всё очень индивидуально. В то же время для девушек ситуация несколько проще. Даже если она не находит эмоционального отклика у отца, у неё всегда есть возможность обратиться с каким-то своими проблемами к матери, и женским качествам девушки при этом ничто не угрожает, так как основной фигурой для подражания остаётся мать. А к кому обратиться сыну.
Читайте также:  Как подобрать амулет для решения конфликтов на работе

Резюме

Проведённое исследование показало, что отношения с отцом оказывают огромное влияние на психологическое здоровье и девушек, и юношей, и на их дальнейшую успешность в процессе реализации социальных задач, построения карьеры и личных взаимоотношений. Но есть существенное отличие. Если для девушек оказался важным сам факт наличия отца в семье, то для юношей гораздо большее значение имеет не столько сам факт наличия отца, сколько характер взаимоотношений с отцом, степень близости этих взаимоотношений. Кстати, существуют исследования, которые показали, что даже если отец обладает полным набором мужских качеств, но между отцом и сыном нет близости, то юноша эти качества не перенимает. С другой стороны, в случае, когда отец может быть далёким от мужского “идеала”, но между отцом и сыном есть эмоциональная близость, то юноша вполне успешно осваивает мужскую роль, возможно используя при этом какие-то иные образцы для подражания, чтобы перенять мужские качества, которыми отец не обладает в полной мере.

Какие выводы можно сделать? Традиционное мнение, к сожалению, продолжающее иметь место и в психологической литературе, о вторичности роли отца следует, на мой взгляд, подвергнуть глубокому сомнению. Полученные результаты, которые вполне согласуются и с иными исследованиями роли отца, показывают, какую огромную роль играет эмоциональная близость с отцом на психологическое благополучие девушки, сохранение ею естественной женственности и её успешной социализации, а для мальчика — с самой возможностью стать полноценным мужчиной, активно реализовывать своё мужское предназначение, осваивать социальное поле, строить карьеру, сохраняя при этом психологическое здоровье. Как совмещать роль кормильца и воспитателя мужчине-отцу в условиях непрекращающегося кризиса в России? На этот вопрос однозначного ответа нет, но мне кажется, что тот урон, который может нанести невовлеченность отца в общение со своими детьми, невозможно возместить никакими материальными благами, а в некоторых случаях отсутствие полноценного отцовского влияния на ребёнка потребует в дальнейшем долгой и непростой психологической помощи.

Сын по графику

Итак, в городе Екатеринбурге районный суд рассмотрел дело по иску мужчины к своей бывшей жене. Истец попросил суд обязать ответчицу “не чинить препятствия” ему в общении с сыном и определить порядок этого самого общения. Суд просьбу уважил и расписал на нескольких страницах “порядок осуществления родительских прав” сразу на 13 лет вперед. То есть до совершеннолетия ребенка. А выглядел этот график так:

” С 18.00 31 декабря до 21.00 2 января 2014, 2016, 2018, 2020, 2022, 2024, 2026 годы на любой территории Свердловской области. И в эти же часы, но с 3 по 5 января в 2015, 2017 годах и так далее до 2026 года включительно”. В том же ключе подробно расписаны еще несколько страниц судебного решения с указанием часов, минут и дат свиданий на годы вперед.

В Верховный суд пошла мать мальчика и попросила эти решения отменить, так как жизнь ребенка, по ее мнению, от такого расписания превращается в кошмар. Малыш, уверяла женщина, вынужден для исполнения принятого решения превращаться в вечного скитальца и жить по принципу два дня в одном доме, два дня в другом.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда перечитала расписание свиданий и посещений ребенком отца и. согласилась с матерью. Она отменила вердикт екатеринбургских судей и объяснила, почему это сделала. Судя по судебным материалам, семья появилась в 2007 году и просуществовала до 2011 года. Мальчик родился в 2009 году. При разводе районный суд решил, что жить ребенок будет с матерью. Отдельным решением суда прописано, когда он будет встречаться с бабушкой и дедушкой.

Верховный суд на это решение ответил – они приняты с нарушением норм закона и согласиться с ними нельзя. И вот почему. Есть Конвенция о правах ребенка. В России она вступила в силу в 1990 году. Там сказано следующее – родители несут ответственность за воспитание и развитие ребенка. А наилучшие интересы ребенка – предмет их основной заботы. В нашем Семейном кодексе сказано – родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. И интересы детей основная забота родителей. В том же Семейном кодексе говорится, что родитель, с которым живет ребенок, не должен мешать общению с малышом другому родителю. Из этого ВС делает вывод – при рассмотрении таких дел суд должен соблюсти баланс между интересами детей и правами родителей этих детей воспитывать. Поскольку для ребенка может иметь негативные последствия “общение с родителями, состоящими в конфликтных отношениях”.

Суд, по мнению Верховного суда, обязан учитывать массу нюансов: отношение ребенка к каждому родителю, его физическое и психическое состояние, и то же состояние у родителей. Это требует закон. А местный суд в нарушении закона эти обстоятельства не устанавливал. Более того, судя по материалам суда, между родителями сложились конфликтные отношения. А сам малыш состоит на учете у невролога и ему противопоказаны “психотравмирующие ситуации”. Районный суд в своем решении написал – предложенный отцом порядок и частота общения не нарушает интересы ребенка. Но исходя из чего суд сделал такой вывод, – непонятно. Мать мальчика в районном суде попросила о назначении психолого-психиатрической экспертизы, когда зашла речь о том, может ли отец воспитывать ребенка без создания для него психотравмирующих ситуаций. Женщине суд отказал в экспертизе, заявив, что только начал рассматривать дело и исследует этот вопрос позже. Но решение по иску отца было вынесено в тот же день.

Из всего сказанного Верховный суд делает вывод – районный суд устранился от своей прямой обязанности по сбору доказательств. А без этого законного решения не вынести. Суд не дал оценку тому, что при графике общения, который попросил отец, и плюс график общения с бабушкой и дедушкой, мальчик по 14 дней в месяц будет проводить в семье, которая крайне конфликтно относится к его матери. С которой он вообще-то живет. Судебная коллегия по гражданским делам заявила – это существенные обстоятельства, которые могут негативно отразиться на ребенке. Но районный суд их не исследовал.

Есть 57 статья Семейного кодекса. Там сказано – ребенок при решении подобных вопросов вправе выражать свое мнение. А когда ему исполнится 10 лет, то учет его мнения становится обязательным. И это положение закона районный суд не учел, расписав общение мальчика с родителем и когда ему исполнится десять лет и когда будет старше. Верховный суд сослался на решение своего Пленума (N10 от 27 мая 1998 года) именно по вопросу общения ребенка с разведенными родителями. Там сказано, что такое злоупотребление родительскими правами в ущерб интересам детей. Доводы матери о том, что отец свои родительские права использует в ущерб интересам ребенка, районный суд не услышал и не проверил.

“При вынесении решения был нарушен и принцип исполнимости судебного акта” – сказал Верховный суд. Дело в том, что местный суд не выяснил, каким образом стороны могут исполнить вынесенное решение.

Так что все решения судов по делу отменены. И оно будет пересмотрено с учетом того, что сказал Верховный суд.

Как добиться измерения порядка общения детей с отцом, если дети не хотят с ним общаться?

Ситуация следующего характера:

Есть решение суда по которому один из бывших супругов: жена, ответчик, обязана предоставлять детей отцу раз в неделю:

– Старая дочь, 11 лет, по ее согласию.

– Младший сын, 5 лет, о его согласии ничего не говориться.

Старшая дочь не безосновательно отказывается общаться с отцом.

Младший ребенок одно время встречался, на данный момент отказывается от встреч.

Истец настаивает на встречах, не смотря на нежелание ребенка. В том числе нарушает права собственности, а именно вторгается в жилое помещение, где он не прописан. Так же есть зафиксированные побои и заявление в милицию со стороны жены.

Истец обращается к приставам, приставы требуеют строгово исполнения.

Ответчица подала заявление в суд о внесении измений в решение суда, а именно что бы учитывалось мнение второго ребенка: общение по его согласию.

Какие доказательства нужно предоставить в суде, что бы вынесли подобное решение.

Как общаться с приставми, до момента внесения изменений в постановление: младшего сына травмировать не хочется.

Рассмотриваю ситуацию(защищаем права) ответчицы.

Ответы юристов ( 2 )

Добрый день, Светлана! Вы можете обратиться в суд для изменения порядка общения с детьми, в суд представляйте доказательства, о которых указали в вопросе, а именно, что дети не хотят общаться с отцом, причину этого, приобщите заявление в полицию по факту нанесении побоев, что дополнительно охарактеризует вашего бывшего супруга, указывайте все доводы, которые у вас, есть, ссылайтесь на свидетельские показания. С учетом этого суд уже будет принимать решение. Что касается учета мнения ребенка, то в обязательном порядке оно учитывается судом только с 10 лет.

Согласно ст. 66 СК РФ

Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка

2. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.
Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них). По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10«О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»

8. В соответствии с п.2 ст.66 СК РФ родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Если родители не могут прийти к соглашению, возникший спор разрешается судом по требованию родителей или одного из них с участием органа опеки и попечительства.
Исходя из права родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним, а также из необходимости защиты прав и интересов несовершеннолетнего при общении с этим родителем, суду с учетом обстоятельств каждого конкретного дела следует определить порядок такого общения (время, место, продолжительность общения и т.п.), изложив его в резолютивной части решения.
При определении порядка общения родителя с ребенком принимаются во внимание возраст ребенка, состояние его здоровья, привязанность к каждому из родителей и другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие.
В исключительных случаях, когда общение ребенка с отдельно проживающим родителем может нанести вред ребенку, суд, исходя из п.1 ст.65 СК РФ, не допускающего осуществление родительских прав в ущерб физическому и психическому здоровью детей и их нравственному развитию, вправе отказать этому родителю в удовлетворении иска об определении порядка его участия в воспитании ребенка, изложив мотивы принятого решения.

Аналогично должно разрешаться и требование об устранении препятствий родителям, не лишенным родительских прав, в воспитании детей, находящихся у других лиц на основании закона или решения.
Определив порядок участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка, суд предупреждает другого родителя о возможных последствиях невыполнения решения суда (п.3 ст.66 СК РФ). В качестве злостного невыполнения решения суда, которое может явиться основанием для удовлетворения требования родителя, проживающего отдельно от ребенка, о передаче ему несовершеннолетнего, может расцениваться невыполнение ответчиком решения суда или создание им препятствий для его исполнения, несмотря на применение к виновному родителю предусмотренных законом мер.
СК РФ, Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136,143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Ссылка на основную публикацию