Как запомнить нужный материал и подготовиться к экзаменам

Как все выучить к экзаменам: 4 мощных приема, которые помогут запомнить даже самый сложный материал

Специально для «Летидора» статью подготовил наш постоянный эксперт Сергей Анатольевич Горин, психиатр, психотерапевт, автор одиннадцати монографий по манипуляции сознанием, рекламе, гипнозу и НЛП, создатель русскоязычной модели эриксоновского гипноза. По мнению коллег, Горин – живой классик русского нейролингвистического программирования.

Сергей Анатольевич Горин

Есть редкие люди, которых природа одарила эйдетической памятью, то есть практически фотографической: увидел – запомнил. Эти люди-феномены и книги так читают: пролистал быстренько, запечатлел взором, а потом потихоньку достает из памяти и читает не торопясь. Разумеется, на экзамене они могут извлечь из мозга образ учебника или конспекта и просто процитировать нужную страницу первоисточника. Если ваш школьник именно такой уникум, статью можно пропустить, она не для вас.

Если же вашему выпускнику не повезло и фотографической памяти у него нет, читайте дальше, потому что мы поговорим о мнемонике (искусстве запоминания) и мнемотехнике (приемах запоминания).

Простые народные приемы мнемотехники

Вы будете удивлены, но завязывание узелков на память – самая настоящая мнемотехника, основанная на условных рефлексах.

Работает это так: вы сосредоточенно думаете о чем-то, что надо запомнить/не забыть сделать, и завязываете узел на носовом платке. Потом достаете платок (может быть, случайно), видите узелок на нем и успешно вспоминаете, ради какого действия вы его завязали.

Тот же принцип применялся для зарубок на носу: берете нос (деревянную палочку, которую неграмотный крестьянин НОСил с собой, поэтому она так называется) и, сосредоточенно думая о том, что вам надо запомнить, делаете зарубку. Увидели зарубку – вспомнили, что надо сделать.

Был у носа и другой вариант использования: на нем делалось столько зарубок, сколько мешков пшеницы крестьянин Иван взял в долг у крестьянина Петра. Потом палочку раскалывали надвое вдоль, и у обоих неграмотных участников договора кредитования оставалось доказательство заключения этого договора.

Зубрежка

Чтобы научиться плавать, надо плавать, а не читать книжки про обучение плаванию. Чтобы развивать память, надо много запоминать, и чем чаще вы будете нагружать свою память, тем более тренированной она будет для быстрого усвоения новой информации.

Зубрежка – это всего лишь многократное повторение текста (даты, телефонного номера), который вы хотите запомнить.

Так что зубрите на здоровье! Стихи, например, вы по-другому и не заучите.

Все, что вы удержали в кратковременной памяти хотя бы 40 секунд, уходит в долговременную, поэтому мы помним по итогу огромный объем информации.

По механизму долгого удержания в кратковременной памяти работает и запоминание учебного материала при конспектировании лекций. Только в этом случае мы задействуем целый комплекс: к слуховой памяти мы подключаем зрительную (таблицы, иллюстрации) и моторную, двигательную (выборочное записывание плюс дополнительное обдумывание тезисов в ходе записи).

Комплекс «слух-зрение-запись» для развития памяти весьма полезен:

А записал – значит, сделал. При самостоятельном усвоении материала тоже можно подключить разные виды памяти:

• кратко пересказать кому-нибудь прочитанное в учебнике, заранее выделив в тексте самое главное;

• сделать небольшой конспект основных тезисов.

Правда, в повседневности люди записывают не для того, чтобы запомнить, а для того, чтобы не забыть: «Ага, я это записал, можно не запоминать, лишь бы не забыть, куда записал».

Поэтому дополнительное обдумывание материала в ходе записи – важный компонент запоминания.

Помощь зубрилке

Постарайтесь придать запоминаемому материалу собственную систему – на этом основана бОльшая часть мнемонических приемов.

Например, практически невозможно запомнить без записи последовательность букв vfvf cibkf vyt infys bp ,th`pjdjq rjhs. Но задание становится до смешного легким, если последовательность иначе систематизирована. В данном случае это фраза «мама сшила мне штаны из березовой коры», набранная русскими буквами при английской раскладке клавиатуры.

Часть материала уже систематизирована до вас, поэтому, готовясь к экзамену, вы можете заучивать не все подряд главы из учебника, а ответы на конкретные экзаменационные билеты.

Вопросы из билетов не секретны, их содержание обычно вывешивают в институте или школе на доске объявлений, их можно переписать или сфотографировать. Если вы выучили хотя бы половину билетов, вероятность получить пятерку на экзамене почти стопроцентная – теория вероятности на вашей стороне.

К созданию собственных схем систематизации можно отнести следующие простые приемы: рифмование и ритмизирование запоминаемого материала.

Вспомните хотя бы начальную школу и таблицу умножения: «пятью пять – двадцать пять» и «шестью шесть – тридцать шесть» запоминаются мгновенно. А вот после «семью семь» так и тянет ответить «сорок семь», хотя правильный ответ «сорок девять».

Автор статьи легко воспроизводит число «пи» (π) до 11-го знака после запятой (что в быту ни разу не понадобилось), потому что еще в школе ему подарили мнемонический стишок:

«Надо только постараться и запомнить все как есть: три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть. Если больше спросим – пять, три, пять и восемь».

Современные школьники склонны изображать из себя рэперов, выдавая свои глубокие познания речитативом:

Впрочем, дополнительное ритмизирование текста, который вам нужно запомнить, при помощи постукивания рукой, притоптывания ногой и покачивания телом в такт речи помогает при заучивании и классических стихотворений, и химических формул, и математических уравнений. Попробуйте!

Именно так, дополнительной ритмизацией, радисты когда-то помогали себе запоминать азбуку Морзе. Усвоить ее зрительно тяжкая нагрузка, но радисты работали на слух, поэтому соотносили отдельные сигналы «точка-тире» с распространенными речевыми и песенными фразами.

Для любого старого радиолюбителя цифра 2 азбукой Морзе – это не 2 точки и 3 тире, не зрительный образ «. . _ _ _»; для него это фраза «я на гоОор-куУу-шлаАа».

Соответственно, цифра 3 – это не 3 точки, 2 тире, не картинка «. . . _ _», а фраза «и-дут-три-браАа-таАа».

Мнемотехника, основанная на зрительном воображении

Это самая большая группа приемов запоминания, в одной статье описать их все невозможно. Возьмем самые распространенные и простые приемы.

Прием «Улекеле». Описан в одном голливудском фильме.

Преступник обронил листок бумаги, на котором его рукой было написано таинственное слово Ulekele. И вот следователь напряженно думает: что хотел сказать преступник, что означает это слово? Есть музыкальный инструмент укулеле. Если бы на бумажке было это слово, сыщику можно было бы вообще не напрягаться – может, злодей решил музыке обучиться на старости лет?

Но нет, слово написано какое-то неправильное, и путем немыслимого напряжения умственных способностей сыщик догадывается: да ведь преступный элемент просто списал с телефона буквы, которые, как и цифры, написаны на клавишах телефона и могут соответствовать какому-то телефонному номеру из семи цифр!

А номер 8535353 как раз принадлежит жертве – значит, нехороший киллер запоминал ее телефон, чтобы позвонить и узнать, дома ли она! (Мы бы с вами, правда, такой номер и без улекеле запомнили).

Добро торжествует, преступник разоблачен, а зрителю рассказали простую систему запоминания телефонных номеров или последовательности двух дат.

Сложности возникают только с единицей и нулем: на мобильных телефонах клавиши 1 и 0 не снабжены буквами. Придется вводить в слова знак «плюс» (клавиша 0 – это знак + или пробел) и какой-то ваш любимый знак препинания для единицы (клавиша 1 – знаки препинания).

Тогда годы жизни некогда весьма популярного, а ныне все реже цитируемого Владимира Ильича Ульянова-Ленина (1870-1924) будут выглядеть в зашифрованном виде так: @ых+@эби. Если у вас получится что-то более осмысленное, запомнить будет легче.

Прием «Живые цифры». В самом простом виде он описан в рассказе Карела Чапека «Поэт».

Городской поэт, свидетель дорожно-транспортного происшествия не запомнил номер машины, сбившей старушку, но по горячим следам написал стихотворение со строками: «О шея лебедя! О грудь! О барабан и эти палочки – трагедии знаменье!»

Следователь, опрашивая поэта, выяснил, что строки навеяны поэтическим осмыслением цифр: 2 (шея лебедя), 3 (грудь), 5 (круглый барабан и две палочки). При этом сам номер машины поэт не запомнил и назвать его отказался. Номер совершившей наезд на пешехода машины, которую разыскал следователь, действительно был 235.

Например, нужно запомнить, что Колумб открыл Америку в 1492 году. Предположим, что в вашем личном наборе цифра 1 напоминает двухметровый железный лом, 4 – детскую горку, 9 – слона с хоботом, 2 – ну пусть будет тот же лебедь (или гусь). Тогда для запоминания даты вы мысленно рисуете видеоролик: Колумб (в роскошной шляпе с пером, для достоверности), держа в руке двухметровый лом, съезжает по детской горке и ударяет по хоботу слона, который мирно беседовал с гусем; и все они хором кричат: «Америка открыта!»

Теперь при слове «Колумб» вы невольно воспроизведете в уме этот маленький фильм, прочитав закодированную в нем дату.

Прием «Римская комната», или Метод Цицерона. Техническая суть метода та же: для запоминания любой абстрактной последовательности слов или понятий вы создаете в воображении собственный видеоролик, в котором все понятия закодированы.

Окидываете взглядом комнату по часовой стрелке: дверь, шкаф, окно, тумбу с телевизором, рабочий стол с компьютером, диван. Здесь 6 предметов, которые вы хорошо помните (или 8, если разделить тумбу с телевизором, а рабочий стол – с компьютером).

Вам надо запомнить 6-8 слов или абстрактных понятий – тезисы выступления, например: папа римский, проблемы ЖКХ, соленая селедка, бодибилдинг, малиновое варенье, пальчиковая батарейка АА.

Создаем мысленный фильм: в дверь заходит римский папа, он натыкается на шкаф, из которого выпрыгивает сантехник с надписью ЖКХ на комбинезоне и с криком «У меня проблемы!» выкидывает в окно соленую селедку и вместе с римским папой смотрит выступление бодибилдеров по телевизору, разливая малиновое варенье на столе с компьютером и выковыривая пальчиковую батарейку из дивана.

«Бред сивой кобылы!» – скажете вы. Да. Поэтому и запомнится. Посмотрите фильм снова, и все понятия всплывут в памяти.

Мнемотехника, основанная на слуховом восприятии

Прием «Цифробуква, цифрослог» берет начало в задаче, которую, по слухам, академик Ландау предлагал аспирантам на экзаменах: «Продолжите последовательность – Р, Д, Т, Ч, П, Ш…»

Решение очень простое, если его знаешь: раз, два, три, четыре, пять, шесть… Правда, по тем же слухам, решивших задачу Ландау в аспирантуру все же не принимал, потому что считал, что решить ее может либо гений, либо идиот.

Гений мог бы проявить себя в работах по физике, которые академику и так известны, а идиоты ему не нужны.

Давайте запишем: 1 = Р (раз) или О (один), 2 = Д, 3 = Т, 4 = Ч, 5 = П, 6 = Ш, 7 = С, 8 = В, 9 = Д, 0 = Н.

Обратите внимание, что букве Д соответствуют две цифры: 2 и 9. Поэтому договоритесь с собой, что:

Д означает 2 в любом слоге, кроме слогов с буквами Д и Е (де-, дев-, ден-, древ-, дел- и так далее.), которые твердо отданы цифре 9;

Буквы, не соответствующие написанному ряду цифр, вы можете иногда использовать «для связки слов». Например, слог Ра- означает цифру 1, но слова Ра-Ма и Ры-Ба тоже означают 1, поскольку букв М и Б в начальной цифробуквенной последовательности нет.

Теперь начинаем играть с цифрослогами. «Вы-Трез-Ви-Тель» – 8383, телефонный код Новосибирска. «Во-Ва Чи-Тай» – 8843, код Казани. «Вот-Черт Де-По» – 8495, код Москвы. «Дева Ре-Шай» — 916, очень популярный телефонный префикс (помним, что «дев-» твердо отдано цифре 9, поэтому абстрактную деву мы на два слога не разделяем). «Древ-Ний Рим» – 901, тоже частое начало телефонного номера.

Годы жизни вождя мирового пролетариата (1870 – 1924) в этой системе запоминания прозвучат как «Ой Ва-Ся Ну Рад Де-Ду Чай», а год отмены крепостного права (1861) – «Ой Вы Ши-Ре».

В общем, играйте и получайте удовольствие от запоминания!

Подготовка к экзаменам: как с лёгкостью запомнить больше

Если учить все билеты в ночь перед экзаменом — не ваш вариант, эта статья для вас. Мы собрали в ней советы, которые помогут вам лучше запомнить материал и сдать экзамены на отлично, не прилагая сверхъестественных усилий.

Определите свой стиль изучения

Все мы разные, поэтому и стратегии подготовки к экзамену у нас будут отличаться. Отталкивайтесь от своих индивидуальных особенностей. Если вы аудиал, читайте учебники и конспекты вслух, если кинестетик — пишите по своим конспектам шпаргалки и составляйте план ответа.

Ещё один эффективный метод — карта мыслей. Это отличный способ структурировать информацию, освежить знания и быстро вникнуть в суть предмета даже спустя продолжительное время. Подробнее о том, как составлять ментальные карты и как работать с ними, мы рассказывали тут.

Какие вопросы учить первыми? Если в течение семестра вы неплохо разобрались в предмете, приступайте к вопросам, о которых имеете хоть какое-то представление.

Если каждый новый блок нельзя понять без предыдущего, то вариант один: учите всё строго по порядку.

Также имеет смысл начинать со сложных вопросов, выделяя достаточно времени на их изучение. Лучше разобраться с ними, пока вы не устали и не потеряли концентрацию. Лёгкие вопросы оставляйте на потом.

И будьте последовательны. Придерживайтесь выбранной стратегии, даже если начинаете паниковать с приближением экзамена.

Стремитесь к пониманию, а не запоминанию

Вникайте в билет, а не старайтесь его вызубрить. Заучивание — заведомо проигрышная стратегия, которая к тому же отнимает больше времени. Находите логические связи в вопросах, придумывайте ассоциации.

Конечно, в каждом предмете есть информация, которую нужно знать наизусть: даты, формулы, определения. Но даже их запоминать легче, если вы понимаете логику.

На экзамене рассказывайте материал своими словами, домысливайте, чтобы ответ был более развёрнутым.

Методика «3–4–5»

Хороший метод, когда к экзамену нужно подготовиться за короткий промежуток времени. Потребуется всего три дня, но работы предстоит много. Каждый день нужно прорабатывать весь материал, но на разном уровне, постоянно углубляясь.

В первый день вы прочитываете весь свой конспект или методичку, чтобы освежить знания по предмету, грубо говоря — втянуться. Условно считаем, что вы уже можете сдать экзамен на тройку.

Во второй день разбираетесь с теми же вопросами, но уже по учебнику, чтобы узнать больше деталей и тонкостей. Если вы готовитесь старательно, можете уже рассчитывать на четвёрку.

В последний день вы доводите свои ответы до идеала: повторяете, заполняете пробелы, запоминаете. После третьего дня вы готовы сдать экзамен на отлично.

Два дня на изучение, один на повторение

Система очень простая: весь материал нужно разбить на две одинаковые части и выучить его за два дня. Третий день целиком уделяется повторению.

Ставьте ограничение по времени

Вникать в каждую тему можно бесконечно долго, поэтому не старайтесь запомнить все тонкости. Из большой главы в учебнике выделяйте главные мысли: структурированный материал небольшого объёма воспринимать легче.

Читайте также:  Заговор чтобы парень написал сразу после прочтения

В университетские годы мы делили все билеты между одногруппниками и каждый готовил краткий конспект по своей части. Если в вашей группе взаимопомощь не развита, можно попросить материалы и шпаргалки у студентов старших курсов.

Не застревайте

Если чувствуете, что слишком долго сидите над одним вопросом, пропускайте его. Лучший мотиватор при подготовке — таймер. Решите, сколько времени вы можете уделить одному билету, например 30 минут, и по истечении срока переходите к следующему. Выделите несколько часов перед экзаменом, чтобы разобраться с пропущенными вопросами.

Составьте план ответа на билет

Любой, даже самый обширный вопрос можно описать в нескольких словах. При этом каждый тезис должен вызывать ассоциации.

Такой план можно быстро просмотреть перед экзаменом, чтобы настроиться на рабочий лад. Известен метод трёх предложений: выписывайте по каждому вопросу проблему, главную мысль и вывод.

Изучение зависит от предмета

Индивидуальные особенности есть не только у вас, но и у изучаемого предмета. Например, точные науки — математика, физика — требуют практики. Для гуманитарных наук важно умение перерабатывать большие объёмы информации, запоминать даты, имена, определения.

Но, повторюсь, к изучению любого предмета нужно подходить активно: вникать в вопрос и стремиться к пониманию.

Важен и формат экзамена. Если вы готовитесь к устному экзамену, проговаривайте свои будущие ответы вслух. Моя любимая тактика — пересказывать материал кому-нибудь из домашних или, когда они не проявляют энтузиазма, самой себе перед зеркалом. Ещё лучше, если кто-то будет не просто вас слушать, но и задавать вопросы, когда что-то непонятно.

Если готовитесь к тестированию, стоит прорешать десяток типовых тестов, выписать свои ошибки, повторить проблемные темы и прорешать всё снова.

Если экзамен письменный, нужно заранее продумать структуру ответа.

Готовьтесь вдвоём или втроём

Выпишите самые сложные, на ваш взгляд, темы — коллективный разум поможет разобраться с ними быстрее. Лучше кооперироваться с одногруппниками, которые настроены на учёбу, иначе подготовка к экзамену может перейти в обычную приятную встречу с дружескими разговорами.

Нет, это не значит, что шутить и отдыхать возбраняется. Просто не забывайте о главной цели собрания.

Viktor Kiryanov/Unsplash.com

Как лучше запоминать и готовиться к экзамену.

Добрый день, дорогие читатели!

Все, кто когда-то учился в школе или университете, в других учебных заведениях, знают, как много времени уходит на запоминание материала и подготовку к экзамену. И самое прискорбное – что большинство времени обучения тратится впустую, так как в итоге приобретенные знания очень быстро забываются. «Сдал и забыл». А если нужно выучить так, чтобы не забыть? Если хочется запомнить на всю жизнь? Или от умения быстро и эффективно запоминать зависит повышение в работе или ответ на вопрос – сможете ли вы сегодня найти время на ребенка или мужа (жену), на себя? Все эти размышления, а также тот факт, что мне самой приходится сейчас 3-5 часов в день уделять учебе, навели меня на мысль о том, что было бы неплохо разобраться в техниках запоминания и подготовки к экзамену. Чтобы получилось максимально эффективно: минимум времени, максимум знаний. Вот что я раскопала о том, как лучше запоминать и как готовиться к экзамену.

Специалисты выделяют при подготовке к экзаменам и при любой работе, требующей запоминания и высокой концентрации, внешние и внутренние условия. Внешние условия – это все то, что вас окружает, а также состояние собственного тела. Все это в процессе запоминания вроде бы непосредственно не участвует, но создает условия для этого процесса. Согласитесь, что учить в тишине, за рабочим местом, где ничто не отвлекает, когда мы выспались и чувствуем себя хорошо, гораздо эффективнее, чем в метро, пока едешь на работу после бессонной ночи с ребенком. Именно поэтому все исследователи процессов запоминания твердят в один голос: сначала обеспечьте себе условия для подготовки к экзамену (для работы), а потом начинайте учить.

Что именно входит в обеспечение этих внешних условий для подготовки к экзамену и для лучшего запоминания?

  1. Организовать время для подготовки. Даже если у вас на руках маленький ребенок или нескончаемый аврал на работе, нужно определиться для себя – а сколько часов в день работоспособного времени у меня есть? Это может быть всего лишь час утром, пока едешь на работу, или сон ребенка. Но и за это время можно много выучить, если использовать это время на те цели, которые вы себе поставили. Планомерная подготовка – гораздо эффективнее авраловой, хотя авраловая все равно нужно – перед самым экзаменом. Поэтому если в обычные будние дни нужно выделить себе «окошки», когда вы можете учить, а непосредственно перед „deadline“ – пару недель (дней), когда вы полностью можете посвятить себя учебе. Можно выделить, например, две недели до экзамена и отправить на это время всех домашних на дачу или в отпуск. Можно нанять на это время няню или попросить мужа взять отпуск. Но и эти меры могут не обеспечить нужного результата, если мы привыкли отвлекаться от намеченного плана. Поэтому очень важно не только организовать время для подготовки, но и обеспечить себе возможность для концентрации.
  2. Обеспечить себе возможность для концентрации.Наши ум и эмоции – сложная система, которая постоянно ищет возможность свернуть куда-нибудь на путь полегче и поинтереснее. Вот и я сейчас вместо того, чтобы учить, пишу этот пост И все же нет прогресса без напряжения и концентрации. Если бы не было экзаменов, мне кажется, человечество не стояло бы на нынешней ступени развития. Экзамены заставляют нас делать то, что сложно и не всегда интересно. Они дисциплинируют нас и тренируют силу воли. И все же хочется облегчить себе участь. Как? Конечно, не создавая себе лишних соблазнов. Если приходит время подготовки к экзамену, нужно выключить компьютер, телефон и учить. Можно куда-нибудь уехать, отгородить на время себя от мира, чтобы сдать экзамен и вернуться к нему. Кому-то легче учить в библиотеке, кому-то в одиночестве дома. Изоляция помогает отгородить себя от возможных негативных эмоций, которые очень плохо влияют на обучение. Поэтому я лично, чтобы не отвлекаться от летней подготовки к экзамену, решила не проводить следующие три месяца тренинги и других больших проектов на блоге, а непосредственно перед экзаменами дети поедут с мужем и его родителями отдыхать на море без меняL Лучше всего учить в одиночестве, а отдыхать от учебы – в кругу людей. Да, я не оговорилась – отдыхать нужно обязательно! Причем отдыхать умно.
  3. Умно отдыхать. Учить 24 часа в сутки не может никто. Для запоминания это неэффективно. Наоборот, для запоминания полезно спать и отвлекаться. Отвлекаться – это значит заниматься чем-то, что полностью переключает вашу голову от обучения. Чтобы не терять время, лучше всего в свободное от «зубрежки» время нагружать тело физическими упражнениями, прогулками на свежем воздухе и здоровым питанием. Очень важно обращать внимание не только на тело, но и на эмоции, так как «заставлять себя учить» — это негативная эмоция. Нейтрализовать ее можно удовольствием, которое испытываешь от новых знаний (вспоминайте об этом время от времени), а также другими позитивными эмоциями (смотреть юмористические передачи, слушать музыку, играть с детьми – кому что доставляет удовольствие). Главное во время отдыха, повторяю, полностью переключиться с умственной деятельности на телесную, эмоциональную или духовную. Это все – из энержи-менеджмента. О нем я писала здесь. А вот еще одна очень полезная фишка из этого направления повышения личной эффективности – использовать биоритмы.
  4. Использовать для обучения наиболее продуктивное время суток. Здесь нужно знать свои биоритмы. Если вы жаворонок, то лучшее время учить – это после ночного сна до обеда и после сиесты. Если вы сова, то – это вечернее и ночное время. Ученые доказали, что очень хорошо учить после сна. Обычно в это время мозг позволяет хорошо концентрироваться на том, что читаешь. Поэтому лучше немного поспать после обеда. Помните цитату Черчиля: «У того, кто спит днем, не один рабочий день, а два!». Я иногда даже три раза за сутки успеваю поспать и в эти дни я успеваю выучить особенно много. Одна проблема днем — трудно сразу уснуть, мысли крутятся. Мне в этом случае очень помогают релаксации. За то время, пока я не сплю, под голос диктора я расслабляюсь и потом очень быстро засыпаю . Кстати, эти релаксации можно приобрести в моем “магазине счастья” по специальной летней цене:) А что еще нужно для обеспечения внешних условий?
  5. Нужно составить себе четкое представление о том, что нужно учить. Нет ничего более неэффективного, чем учить то, о чем никто не собирается спрашивать на экзамене. Здесь, конечно, помогают билеты, а также вопросы на консультациях перед экзаменами. Многие расстраиваются, что билетов так много. Лучше радуйтесь. Представьте, если бы билетов не было! В университете, в котором я учусь, нет таких ориентиров. На итоговой семестровой контрольной могут быть вопросы к любому предложению из 10 трехсотстраничных учебников. Единственный выход здесь – изучить предыдущие контрольные и составить представление об уровне знаний, который должен быть к моменту экзамена и учить. Только вот как?

Теперь мы переходим непосредственно к техникам, которые помогают лучше запоминать – это внутренние аспекты, которые, напомню, работают в полной мере только если вы организовали внешние.

  1. Как готовиться к экзамену? Моей излюбленной методикой было составлять краткие конспекты к вопросам и затем, в последний день-два их повторить. Из таких конспектов можно было еще сделать шпаргалки с незапоминающимся материалом и таким образом обеспечить спокойствие — а это условие хороше работы мозга:) Во время нынешней подготовки, которая действительно требует запоминания большого объема материала, я заметила, что такая подготовка – не самая эффективная. Вся проблема в том, что записываемый материал перекочевывает из книги в конспект, а в голове не задерживается. Что-то, конечно, остается, но этого недостаточно для того, чтобы получить «зачет». В голове остается только то, как это ни прискорбно, что мы поняли и выучили. Как же сделать этот процесс наименее энергозатратным и наиболее эффективным?
  2. Следуйте определенной технике запоминания. Немецкие исследователи предлагают при первичном ознакомлении с материалом следовать правилу 3 шагов. На первом шаге выбирается небольшой отрезок текста, основные мысли из которого можно запомнить сразу. Это может быть один абзац, параграф или страничка – у кого какие способности. Как только его прочитали, нужно сразу его воспроизвести своими словами. Это можно делать устно или письменно. Я теперь именно так составляю конспекты: прочитала отрезок и записала его, не глядя в текст, воспроизвожу своими немецкими словами. Второй шаг – это воспроизвести этот текст еще раз и тут же проверить, правильно ли вы это сделали (это третий шаг). Что самое интересное, такая техника не требует больших затрат энергии, так как вы еще достаточно хорошо помните материал и его воспроизведение не сильно напрягает. Эта техника позволяет погрузить информацию в оперативную память, но не долгосрочную. Туда информация помещается путем повторений.
  3. Правильное повторение. Если вы готовитесь к экзамену за несколько дней, то будьте уверены, что большая часть информации исчезнет из вашей головы примерно за такое же количество дней, которые вы потратили на обучение, а то и быстрей. Именно поэтому важно планомерное запоминание с регулярным повторением. Есть разные методики такого повторения. Например, способ восьми: повторить прочитанное через 8 часов, потом через 8 дней и через 8 недель. Для моих дырявых мозгов объемов материала этот способ, однако, оказался недостаточно эффективным. Я заметила, что большую часть информации забываю уже через час после прочтения. Как оказалось, это не только у меня такие проблемы. Большинство людей забывают 34% информации уже через полчаса через прочтения, а остальное в течение нескольких дней. Именно поэтому нельзя пропускать правила предыдущего пункта. Лично я читаю материал, затем записываю его своими словами, перед тем как закрыть конспект, прочитываю написанное еще раз. Затем на следующий день перед тем, как приступить к новому материалу, повторяю то, что сделала вчера, а также один из параграфов, который я учила неделю назад. Эта система работает, но она достаточно скучна. Что поможет разнообразить повторение и подготовку к экзамену?
  4. Рассказать своими словами другому человеку. Рассказать своими словами – это самый эффективный способ запоминания. Особенно, если рассказывать не сразу и себе, а в течение дня и кому-нибудь другому. Рассказывать себе и сразу – это для начала, а потом в течение дня – кому-нибудь другому. Конечно, идеально – рассказывать, к примеру, другому студенту, а не усталому мужу, пришедшему с работы домой. Можно рассказывать маленькому ребенку. Вырастет, если не очень умным, то разговорчивым:) В любом случае, если найдете что-то интересно, что можно рассказать – обязательно отметьте про себя и расскажите.
  5. Необычные способы запоминания. Студенты придумали множество способов запоминания: прыгать на мяче и при этом выкрикивать иностранные слова, которые учишь, напевать текст, который нужно выучить, записать аудио-текст и слушать его перед экзаменом. Для запоминания списков можно разложить отдельные пункты по всей комнате. Первую – на стул, вторую – на диван. Еще эффективнее – связать слова какой-нибудь ассоциацией или картинкой. Можно связывать нужные слова придуманной историей или придумывать необычные абревиатуры (помните “Степка хочет щец. Фи!” для запоминания глухих согласных?). Это требует креативности, но работает очень эффективно.

Вот вроде и все на сегодня!

Теперь мы знаем, как лучше запоминать и готовиться к экзамену. А какие средства вы используете, если нужно выучить большие объемы материала?

Блог Студланса о студлансе!

Курсовые / рефераты / решение задач

Доступные цены! Сроки от 1 дня!

Как подготовиться к экзамену за 1 день: Стратегия спринтера

Анекдот о том, что студент за ночь может выучить китайский, стал бояном едва ли не при наших прадедах. И хотя далеко не все студенты, готовясь к экзаменам, выбирают стратегию спринтера, всё равно именно образ бедолаги, втискивающего учебник в черепушку в ночь перед экзаменом, доминирует в массовом представлении о сессии.

Читайте также:  Король Пентаклей в сочетании с другими картами Таро

Подготовиться за ночь – это своеобразный акт студенческой доблести, акт бравады. Всё равно, что слопать кастрюлю макарон без соуса и масла. Студент должен быть голодным и об экзамене вспоминать накануне оного! На самом деле, конечно, студенческая жизнь не так экстремальна, но спринтеров на любом факультете хватает.

Откуда они берутся? Значительная часть спринтеров – бездельники и халявщики. Но немало и прирождённых спринтеров-дедлайнщиков, которые умудряются сдавать экзамены на «отлично». Психологи говорят, что у этих хомо сапиенсов сильна импульсоидная составляющая темперамента. Их подстёгивает адреналиновый кнут.

Кстати, если уже чем и хороша спринтерская стратегия подготовки к экзамену (при всех её многочисленных недостатках) – так это тем, что не нужно специально работать над мотивацией, как марафонцу или стайеру. И так адреналина выше крыши.

Итак, как же оптимизировать процесс подготовки к экзаменам, если вы прирождённый (или вынужденно им ставший) спринтер? Как подготовиться к экзамену за день? За сутки? Или даже за ночь?

16 советов по подготовке к экзамену неисправимому спринтеру

Прежде чем перейти к рекомендациям по усвоению информации, напомним общие принципы спринтерской подготовки к экзамену:

  1. Нужно поспать! Звучит смешно, особенно если вы собираетесь просидеть за учебниками и лекциями всю ночь. Тем не менее, мы абсолютно серьёзны. Если вы вспомнили об экзамене не в полночь перед оным, а чуть пораньше, подготовьтесь к спринтерскому забегу качественным отдыхом. Вернувшись с вечеринки, готовиться к экзамену гораздо сложнее.

Не забывайте также о том, что именно сон – наш главный помощник в закреплении информации в долгосрочной памяти. Наверняка вы слышали о примете – мол, засыпать перед экзаменом надо с учебником под подушкой. У этой приметы – мощный психологический базис. Поэтому лучше всего готовиться к экзамену днём, а ночью выспаться и закрепить изученное.

Если же вы всё-таки готовитесь к экзамену ночью, поспите утром 1,5 или 3 часа. Это поможет активизировать процессы «утрамбовывания», усвоения информации. Почему именно 1,5 или 3 часа? Потому что для человека характерен 1,5-часовой цикл сна. Проснуться легче, отдых качественней.

  1. Не менее важная задача – не заснуть! В процессе подготовки. Кофе, чёрный шоколад – классика ночных предэкзаменационных бдений. Интересно, что капучино, латте или обычный кофе с молоком или сгущёнкой работают даже лучше эспрессо, так как стимулируют не только кофеином, но и мощной дозой углеводов.

Энергетиками постарайтесь не злоупотреблять, всё-таки эти редбуллы вредны для организма. Но если решили подстёгивать себя энергетиками – тогда уж не пейте кофе, что-то одно. То же самое касается «Кока-Колы»: смешав её с кофе, вы рискуете оказаться с инфарктом в больнице, а не на приёме у экзаменатора. Или – или.

Стоит ли стимулировать мозг лекарственными средствами? Разве что элеутерококком, женьшенем и безопасными ноотропами («Глицином», «Пирацетамом», которые продаются в аптеке без рецепта). Но проблема в том, что эти средства нужно принимать курсами, эффект будет заметен через 2 – 3 недели. На просторах интернета можно встретить такой совет: мол, если вы решили подготовиться к экзамену за 1 день или за ночь, слопайте пару таблеток «Глицина». Так вот, если вы никогда до этого не принимали данный препарат – экспериментировать не стоит. Можно получить обратный эффект:

Источник: http://otzovik.com/review_99302.html

  1. Что есть во время спринтерской подготовки к экзамену? Орехи – лучшая дозаправка. Отличный перекус для студиозуса, погружённого в учение – бутерброд из цельнозернового хлеба, мёда и орехов. Хорошо подходят для перекусов бутеры с лососем и авокадо. Ещё один вариант – бутерброды с благородным сыром (с плесенью), мёдом и грушей/виноградом.

Если готовитесь к экзамену днём, обязательно начните этот день с полезного энергетического завтрака (это запустит обменные процессы и заставит мозг работать эффективней). Обеды и ужин должны давать энергию, но не быть плотными и жирными: иначе будет клонить в сон.

  1. Отдыхайте! Да-да, нужно давать себе немного отдохнуть, даже если у вас на подготовку к экзамену есть всего 8 – 12 часов. В течение каждого часа выделяйте 5 – 10 минут на отдых:
  • Медитацию, дыхательную гимнастику – отличные методы для снятия стресса и повышения концентрации.
  • Растяжку и/или полноценную физкульт-разминку – это поможет снять напряжение в мышцах, активизирует приток крови к мозгу.
  • «Обнуление мозга» – пятиминутное ничегонидуманье (если боитесь заснуть, ставьте будильник).
  1. Обязательно спрячьтесь под «стеклянный колпак». Готовьтесь к экзамену в спокойной обстановке, по максимуму исключите внешние раздражители. Естественно, вырубите всякие скайпы, аськи и тому подобное.

Как лучше изучать материал, чтобы подготовиться к экзамену за день?

А теперь перейдём к методикам и технологиям утрамбовывания в серое вещество всех тех знаний, которые нужно было туда впихнуть в течение семестра.

  1. Какие вопросы учить первыми?Тактику придётся выбирать с учётом обстоятельств:
  • Если в течение семестра вы уже приобрели какие-то знания – начинайте учить экзаменационные вопросы, о которых вы уже имеете представление. Это подготовит почву для изучения взаимосвязанных тем.
  • Второй вариант – поступательно двигаться строго по логике изучаемых тем. Этого принципа стоит придерживаться в тех случаях, когда каждая последующая тема базируется на предыдущих.
  • Если вы – приверженец мнемотехнологии «Дом» («Чертоги разума») , есть смысл учить билеты друг за дружкой, «расставляя» информацию в каждой новой комнате и навешивая на дверь табличку с номером билета («дом» вполне может быть и «отелем»).
  • Самые сложные вопросы лучше оставить на закуску, обязательно выделив для них достаточно времени, а лёгкие – выучить первыми.
  • Впрочем, есть и противоположное мнение – сложное надо учить первым, пока концентрация и энергия на пике.

Пожалуй, выбор тактики – штука индивидуальная… Главное – быть последовательным, а не метаться от билета к билету!

  1. Подозреваете, что не успеете выучить все вопросы? Не стоит играть в рулетку, надеясь, что попадётся нужный билетик. Целесообразней поступить так: идеально (ну, или хотя бы более-менее) выучить первые вопросы каждого билета. А по вторым – пройтись слегка. Бодрое начало обеспечит вам благоволение преподавателя. Даже если вы будете во втором вопросе «плавать», шансы сдать экзамен на приличную оценку весьма неплохи.
  1. Что делать, если у вас нет информации по каким-то экзаменационным билетам? Самое главное – выяснить это в самом начале вашего спринтерского забега. В этом случае есть шанс найти студлансера, который за несколько часов ночных бдений подготовит для вас ответы и/или шпоры. Возможно, нужную информацию удастся получить от однокурсника, который вышлет её по электронке. Поэтому начинайте подготовку к экзамену с обзора экзаменационных вопросов и источников знаний.
  1. Ограничьте поступление информации по каждому вопросу. Досконально вникнуть в изучаемые темы не удастся, поэтому очень важно, чтобы вся изучаемая информация была по делу, изложена кратко и структурировано. Короткий ответ вместо главы учебника – вот что нужно спринтеру, у которого на изучение одного вопроса всего 10 – 30 минут. Где брать такие ответы на экзаменационные вопросы? Просить у старшекурсников качественные шпоры, заказывать ответы на экзаменационные билеты у студлансеров.
  1. Не зацикливайтесь на отдельных вопросах. Не позволяйте себе тратить на один вопрос 2 – 3 часа. Устанавливайте таймер, это мобилизует.
  1. Ваша задача – понимание, а не запоминание. Старайтесь понять то, что изучаете, чтобы своими словами рассказать на экзамене (а в крайнем случае – домыслить). Находите логические связи между изучаемыми блоками информации. Кстати, самые успешные спринтеры – эрудиты и логики с хорошо подвешенными языками, способные на минимальной информационной базе создать полноценный ответ.
  1. Массив информации по каждому вопросу сведите до нескольких тезисов. Структурируйте и упрощайте! Создайте информационный «концентрат», на базе которого будете отвечать. Каждый тезис – упаковка с «концентратом», тянущая за собой развитие мыслей, ассоциаций, логических построений.

Именно тезисы есть смысл пробежать глазами за час до экзамена. Именно в тезисах следует готовить шпаргалки.

Одна из тезисных технологий подготовки к экзамену и вообще к любому выступлению – метод трёх предложений . Вместите в них самое главное: проблему, главную мысль, заключительный вывод.

  1. Для запоминания точной информации (дат, формул, правил, определений и т. д.) используйте методы мнемоники. Хорошо зарекомендовали себя метод ассоциаций и уже упомянутый метод «Дома» («Чертогов разума»).
  1. Вооружитесь ручкой. Мелкая моторика активизирует работу мозга, включая процессы запоминания. В процессе изучения материала стройте схемы, хронологический линии, нейронные карты. Всё это, кстати, может стать основой для составления шпаргалок.
  1. При изучении материала делайте упор на свой вид памяти: зрительную, слуховую или кинетическую.
  1. Готовьтесь вдвоём, втроём. Проговаривайте темы, объясняйте их друг другу. (Эта технология не позволит вам сачковать – естественно, в том случае, если товарищи тоже настроены на учёбу; с «саботажниками» лучше это предприятие не затевать).

Кстати, автор этой статьи именно с помощью этого метода за 8 часов на «отлично» подготовился к экзамену, о котором вспомнил где-то около полуночи. После Дня Рождения. В общаге. С верными друзьями. С бокалом шампанского в одной руке, куском торта – в другой, и с учебником на коленях

18 методов эффективного запоминания для успешной сдачи экзамена

Приближаются экзамены, и напряжение нарастает. Какие методы изучения и запоминания материала являются наиболее эффективными? Очень часто мы начинаем подготовку к экзаменам в последний момент. И при этом искренне надеемся, что несколько бессонных ночей в обнимку с конспектами и кофе нам помогут выучить весь необходимый материал в рекордно короткие сроки. А в день экзамена у нас найдутся силы, чтобы из хаоса в нашей голове извлечь нужный ответ и, наконец, вернуться к спокойной жизни. Эта «стратегия», если это можно так назвать, на самом деле вовсе не является продуктивной. Она лишь провоцирует у нас напряжение и стресс, что в результате препятствует реальному усвоению и запоминанию материала.

Если в вашей жизни приближается пора экзаменов, мы рекомендуем вам попробовать различные методы изучения и запоминания материала, которые сделают этот процесс более простым и эффективным. Далее мы расскажем вам, в чем их суть.

Методы изучения и запоминания при подготовке к экзаменам

Мария Луиза Дельгадо Лосада (María Luisa Delgado Losada), доктор психологических наук и профессор кафедры психологии Мадридского университета, объясняет:

«Память считается одним из главных навыков хорошего студента, но когда мы стараемся запомнить информацию под давлением, повторяя ее снова и снова, это бесполезно, и часто может, наоборот, стать источником значительных трудностей в обучении.

Корректное функционирование памяти нуждается в адекватном выполнении трех операций или процессов: регистрация, хранение и поиск информации».

Эти процессы могут регулироваться с помощью методов изучения, которые способствуют усвоению информации и облегчают процесс обработки информации, стимулируя операции кодирования, хранения и поиска информации.

По всем этим причинам, настоятельно рекомендуется использовать проверенные методы в процессе подготовки к экзаменам. Если вы готовитесь к важному экзамену, необходимо оптимизировать время изучения материала и использовать его по максимуму. Для достижения этой цели настоятельно рекомендуется изучить некоторые методы или приемы, которые могут вам улучшить способность к обучению. Хотите узнать, как сдать экзамен? Воспользуйтесь нашими советами.

Table of Contents

18 методов для эффективного изучения и запоминания

1. Сфокусируйте внимание на том, что вы делаете:

Чтобы обработанная информация корректно перемещалась из кратковременной памяти в долговременную, прежде всего необходимо сфокусировать внимание на этой информации. Внимание является одним из наиболее важных компонентов памяти, и поэтому, когда мы готовимся к экзамену, крайне важно выбрать такое место, где нет никаких отвлекающих факторов, которые рассеивают наше внимание.

Суть метода: Найдите тихое место, где вы можете сосредоточиться и настроиться на подготовку к экзамену. Это может быть библиотека или ваша комната и т.д. Уберите подальше все, что так или иначе может вас отвлекать, в том числе ваши электронные устройства, или как минимум поставьте их на бесшумный режим. Избегайте любого отвлекающего шума. Если от шума никуда не деться, используйте беруши.

2. Разделите время учебы на короткие регулярные подходы:

Исследования показывают, что люди, которые регулярно занимаются, в результате намного лучше запоминают информацию, чем те, кто пытается освоить весь материал за несколько дней до экзамена. Если вы оставите все на последнюю минуту, вы рискуете перегрузить свой мозг и затруднить процесс обработки информации. Короткие, но регулярные подходы в ходе подготовки к экзамену помогают мозгу консолидировать информацию и сохранять ее в памяти на более долгий срок.

Суть метода: Занимайтесь понемногу каждый день, и за день до экзамена вам останется только сделать обзор ранее изученного материала. Выработайте привычку регулярно заниматься, и тогда этот процесс не будет вам в тягость. Вы можете установить напоминания на мобильном устройстве, чтобы лучше организовать свой режим дня и ничего не забыть. Кроме того, можно придумать напоминания, связанные с другими привычками или регулярно повторяющимися действиями. Например, если вы приняли решение заниматься каждый день после обеда, сам обед будет ассоциироваться у вас с необходимостью уделить время учебе. И наоборот, если вместо этого вы говорите себе: «позанимаюсь учебой во второй половине дня», у вас не будет четкой установки, которая заставляет вас посвятить время учебе, и вы с легкостью забудете о своем намерении.

3. Организуйте и структурируйте ваши конспекты:

Ученые доказали, что организация информации в группы, связанные между собой, помогает нам лучше учиться.

Суть метода: Делайте записи в структурированном виде. Группируйте понятия, которые похожи друг на друга. Таким образом, вашему мозгу будет легче ассоциировать информацию, которая связана между собой.

4. Соотнесите новую информацию с той, которая вам уже знакома:

Соотнесение блоков информации помогает нам получать и интегрировать новые знания, облегчая процесс обучения.

Суть метода: Когда вы сталкиваетесь с изучением нового и неизвестного материала, подумайте, прежде всего, о том, как вы можете соотнести эту информацию с тем, что уже знаете. Устанавливая отношения между новыми знаниями и теми, которые находятся в хранилище вашей долговременной памяти, вы сможете гораздо лучше запомнить новую информацию. Кроме того, мы рекомендуем вам попробовать особую технику систематизации знаний при помощи схем. Эта техника получила название ментальные карты и является идеальным инструментом для установления связей между различными понятиями.

5. Старайтесь визуализировать учебный материал:

Визуализация является очень эффективным методом для запоминания материала.

Суть метода: Чтобы оценить пользу этой техники на практике, вы можете дополнять свои конспекты визуальной информацией, например, изображения, диаграммы и графики, или выделять текст разными цветами. Любая визуальная помощь, которая стимулирует нашу память, только приветствуется.

Читайте также:  Могут ли появиться магические способности через некоторое время

6. Объедините усилия с другим студентом и читайте конспекты вслух:

Научно доказано, что чтение информации вслух улучшает процесс запоминания. Многие преподаватели утверждают, что студенты, повторяющие материал вслух в группах, тратят меньше времени на усвоение и запоминание новых знаний.

Суть метода: Вы можете использовать эту технику запоминания, договорившись готовиться к экзамену вместе с кем-то из студентов, или даже обратившись за помощью к одному из членов вашей семьи. В случае, если вы не можете найти человека, который готов помочь вам с подготовкой к экзамену, вы можете читать конспекты вслух для себя, или же использовать плюшевую игрушку в качестве слушателя. Может быть, на первых порах вы испытаете чувство некоторой неловкости, но многие люди считают эту технику полезной.

7. Найдите дополнительную информацию:

Поиск дополнительных источников информации и постепенное углубление знаний является очень эффективным способом обработки и кодирования информации для ее последующего сохранения в долговременной памяти.

Суть метода: Вы можете начать с прочтения определения, чтобы ознакомиться с понятием, а затем углубить свои знания, прочитав расширенную информацию по теме. Также попробуйте найти более подробную информацию по данному вопросу в интернете и книгах. Например, для этого вы можете использовать видео, материалы лекций и семинаров или документальные фильмы, которые объясняют тему с разных точек зрения. Так вы узнаете любопытные факты и анекдоты.

8. Внесите разнообразие в процесс подготовки к экзаменам:

Нарушить монотонную рутину и выйти за рамки привычного может помочь повысить продуктивность вашей долговременной памяти и надолго запомнить большой объем информации.

Суть метода: Вы можете попробовать изменить место, где вы обычно готовитесь к экзамену, или изменить свой режим занятий. Нет необходимости радикально менять привычки, просто попробуйте время от времени вносить разнообразие в процесс подготовки к экзаменам. И вы почувствуете, что такие перемены помогают расслабить сознание и увеличить желание работать.

9. Определите свой стиль обучения:

Существует несколько типов студентов с различными характеристиками. У некоторых людей новая информация лучше усваивается по утрам, другие же наоборот более активны и готовы к запоминанию в ночное время.

Суть метода: Вы должны хорошо знать свои сильные стороны и выбирать те моменты, когда ваш мозг наиболее продуктивен, составив для себя оптимальный распорядок дня. Если вы с трудом встаете по утрам и обычно поздно ложитесь спать, вы, вероятно, более активны и сконцентрированы по вечерам. Используйте это время для подготовки к экзаменам. Если же вы – ранняя пташка, а ночью засыпаете на ходу, скорее всего утром вы концентрируетесь лучше, поэтому не откладывайте учебу на конец дня.

10. Пишите конспекты от руки:

В последнее время мы все чаще делаем все важные заметки на компьютере. Но ученые доказали, что когда мы пишем от руки, это помогает нам сконцентрироваться на наиболее важных данных и синтезировать информацию. В то время, как при использовании компьютера мы не уделяем так много внимания содержанию контента, который набираем. Мы привыкли делать это в более автоматическом режиме.

Суть метода: Запишите от руки несколько раз тот материал, который вам необходимо запомнить. Вы можете помочь себе, составляя выводы и добавляя визуальную информацию (рисунки, схемы, диаграммы и т.д.). Когда вы делаете записи вручную, это также может помочь вам заново интерпретировать и лучше обработать информацию, а значит вам будет легче ее запомнить.

11. Не слушайте музыку:

Музыка активирует мозговую деятельность, но это не всегда полезно. По данным ряда исследований, любая музыка отвлекает нас и затрудняет процессы запоминания.

Суть метода: За некоторое время до начала подготовки к экзамену можно послушать музыку, чтобы активировать мозг и настроиться на работу. Но когда вы непосредственно начинаете заниматься, выключите музыку. Если в полной тишине вы чувствует себя не комфортно, попробуйте включить естественный звуковой фон, например, такой как пение птиц или шум кафе.

12. Используйте цепной метод запоминания:

Этот метод запоминания является очень полезным. Для его применения необходимо соотнести ключевые слова и создать из них очень простую фразу.

Суть метода: Представьте, что вам нужно запомнить ряд химических элементов: бериллий, азот, бор, углерод, литий. Объедините их в одной фразе или слове, например: «Бабуля» (слово составлено по первым буквам названий элементов). Вы также можете использовать этот метод для создания слов, которые вы сами изобретаете, чтобы облегчить запоминание материала. Например, если вам нужно запомнить города-миллионники Сибири (Новосибирск, Красноярск, Омск), вы можете придумать слово: «Новокрасом».

13. Регулярно делайте перерывы:

Перерывы необходимы для консолидации информации и восстановления способности концентрировать внимание. Вы можете думать, что у вас нет времени на отдых, но дело в том, что короткий отдых позволит увеличить вашу продуктивность в несколько раз.

Суть метода: Планирование перерывов зависит во многом от того, как долго вы можете поддерживать внимание. Некоторые люди начинают отвлекаться уже через 20 минут, а другие способны заниматься целый час, не отвлекаясь на внешние стимулы. Время отдыха должно быть пропорционально времени, в течение которого вы занимались подготовкой к экзамену. Когда вы занимаетесь в течение часа, вы можете позволить себе отдохнуть 10-15 минут. Если вы в состоянии выдержать только полчаса, 5-7 минут для отдыха будет достаточно.

Если вам стоит труда сделать паузу и переключиться ненадолго, попробуйте иметь при себе бутылку воды и регулярно пить. Таким образом, у вас появится потребность чаще прерываться, чтобы сходить в туалет, и это заставит вас сделать короткую паузу. Вы можете воспользоваться перерывом, чтобы немного прогуляться и развеяться, или просто размять спину и сделать зарядку.

Вы также можете поставить будильник или использовать определенные приложения, которые напомнят вам, что пришло время остановиться и сделать перерыв.

14. Старайтесь высыпаться:

Когда мы спим достаточное количество часов, это значительно улучшает качество нашей жизни во всех проявлениях, в том числе способствует поддержанию внимания и памяти в хорошей форме. Сон консолидирует полученные знания. Вы можете думать, что сокращая количество часов сна, чтобы подготовиться к экзамену, вы используете время по максимуму. Тем не менее, ваше мышление будет работать хуже.

Суть метода: Спите необходимое количество часов, и даже можете немного вздремнуть после обеда. Есть много исследований, которые подтверждают, что короткий дневной сон улучшает нашу память и процессы усвоения информации. При этом нам нужно не больше 15-20 минут дневного сна. Если вы проспите больше, скорее всего вас начнет сопровождать ощущение сонливости, которое совсем не идет на пользу, когда мы готовимся к экзаменам.

15. Попробуйте на практике метод Лейтнера:

Метод Лейтнера – это достаточно эффективный и интерактивный способ передать информацию, которую нам нужно выучить, из кратковременной памяти в долговременную. Кроме того, этот метод заставляет нас сосредоточиться на изучении той информации, которую нам труднее всего запомнить.

Суть метода: Разделите учебный материал на карточки или листы по темам, понятиям, или структурируйте его по иному принципу. И найдите 5 коробок (например, из под обуви). Когда все карточки будут готовы, положите их в первую коробку.

Метод заключается в том, чтобы переместить все карточки в следующую коробку, вызывая в сознании информацию по каждой из них (мы проговариваем материал карточки для самих себя). Если мы знаем материал, карточка переходит в коробку с номером 2. Если нет, то она остается в коробке с номером 1. Цель состоит в том, чтобы в первый день переместить все карточки во вторую коробку и отработать пробелы в знаниях.

Так постепенно мы перемещаем все карточки из коробки в коробку, пока не дойдем до коробки с номером 5. В этот момент наши знания уже будут устоявшимися. Мы должны сделать импровизированный календарь, чтобы знать, с какой частотой следует возвращаться к содержимому наших коробок. Например:

  • Коробка 1: Повторить сегодня.
  • Коробка 2: Повторить через день.
  • Коробка 3: Повторить через два дня.
  • Коробка 4: Повторить через неделю.
  • Коробка 5: Повторить через месяц.

Этот план должен быть рассчитан таким образом, чтобы успеть повторить все из пятой коробки за несколько дней до экзамена. Если мы вдруг забыли материал одной из карточек, она должна вернуться в первую коробку, в независимости от положения, в котором она находилась.

16. Имитируйте экзамены, чтобы попрактиковаться:

Попробуйте сымитировать ситуацию экзамена: подготовьте для себя вопросы и вытащите случайный билет, или решите тест на связанную тему. Это позволяет нам проверить полученные знания и лучше закрепить их. Кроме того, это поможет нам понять, что насколько хорошо мы знаем материал.

Суть метода: Если это возможно, попросите у своего преподавателя модели экзамена или список вопросов похожих на те, которые будут на экзамене. Кроме того, старайтесь делать упражнения, которые предлагаются в учебнике.

17. Медитируйте для улучшения концентрации:

Медитация улучшает наше внимание, а также служит для снижения уровня стресса и тревожности.

Суть метода: Медитировать от 10 до 15 минут в день достаточно, чтобы улучшить концентрацию. Вы можете использовать перерывы в занятиях, чтобы медитировать в течение нескольких минут. Узнайте больше о технике медитации осознанности Mindfulness и как начать ее практиковать.

18. Попробуйте на практике метод «Дворец памяти»:

Одним из наиболее часто используемых ресурсов является так называемый «Дворец памяти». Этот метод изучения может помочь вам сохранить много информации в структурированном виде путем создания фиктивных хранилищ в вашем сознании. С практикой любой человек может научиться его использовать. Это видео подробно объясняет, как применять этот метод на практике. Активируйте субтитры на русском языке!

Источник: Андреа Гарсиа Сердан, психолог CogniFit

Psicóloga General Sanitaria y sexóloga. Deseosa de mejorar la calidad de vida de las personas mediante la práctica clínica y la comunicación a través de la red.

This post is also available in: Испанский Немецкий

Эффективные методики запоминания экзаменационного материала

Мечта студентов

Институт, экзамены, сессия… Как всё знакомо до слёз! Как хочется в эти периоды студенческой жизни стать суперчеловеком, своеобразным

Жалобные письма

Перед тем, как садиться учить материал, на листике в течение минут пятнадцати нужно постараться записать все грустные и печальные события, произошедшие с вами в течение последнего времени, а также всякие меланхолические плаксивые мысли. Зачем, вы спросите? А мы так обманываем свой мозг. Оказывается, негативная информация нашим мозгом почему-то помнится очень хорошо, и вы с помощью этих печальных записей настроите его на то, что сейчас будет что-то нехорошее, поэтому всё нужно запомнить. Таким образом, вся последующая информация (а это уже будет экзаменационный материал) запомнится намного лучше, чем в обычной ситуации. Проверено учёными университета Киото. Конечно, метод тот ещё относительно хорошего настроения, но помогает.

Созерцание природы

Если есть возможность, учите билеты в лесу или на даче. Это повышает процент усвоения информации на целых двадцать процентов. У этой методики есть небольшой минус – зимой не особо посидишь в лесу или на даче. Но есть выход – можно учить материал, а в перерывах по минут десять разглядывать картинки красивой природы. Это всё – снова для нашего мозга. Красота окружающей природы вызывает способность мозга усваивать больший объём информации, а мы под видом красоты туда «зальём» экзаменационный материал. Нечестно по отношению к своей же голове, но что делать – добровольно она не открывает дополнительные «килобайты» памяти.

Сам с собою я веду тихую беседу…

Учите так, чтобы вы слышали сами себя. В этом случае объём и качество запомнившегося материала увеличиваются почти наполовину. Объясняем, почему так. Во-первых, срабатывает зрительная память (мы смотрим на этот текст), механическая (мы проговариваем), слуховая (слышим то, что сами говорим). Вот именно три объединённых в единое целое деятельности по запоминанию дают очень хороший устойчивый эффект. Очень хорошо отчётливо, внятно, с хорошей артикуляцией проговорить нужный текст хотя бы два раза. Всех домашних в это время хорошо бы удалить куда подальше – тихие смешки по углам вам явно будут мешать.

Система Станиславского

Так читайте текст, как будто бы со сцены Большого театра. Экспрессии дайте, да побольше! Жесты, мимика, повышение-понижение голоса, изображение того, о чём читаете. В общем, проживайте через себя ту информацию, которую пытаетесь запомнить. Будьте актёром! В этом случае, если вы не убрали посторонних из квартиры/дома, то услышите гомерический хохот, и дай, Боже, чтобы вас не записали на видео. С них станется!

Мой голос – самый лучший

Рекомендуется учить, записывая всё на диктофон. После того, как вы уже достаточно поэкспериментировали, стали более знающим человеком, можно на сон грядущий себе натянуть наушники и так попытаться заснуть. Заснёте быстро, гарантируем. Вы спите, а мозг работает. Слушает. Пытается понять, в чём подвох – вы спите, а голос есть. На всякий случай лениво и в полудрёме также запоминает информацию. Этот метод – просто панацея, наутро вы будете помнить то, что вечером тяжело давалось.

Движение – жизнь, то есть, память

При изучении материала ходите по всей комнате, не лежите всё время, не сидите на месте. Во-первых, при ходьбе тот самый мозг обогащается кислородом, соответственно, благодарный, работает намного лучше. Вдобавок постоянно меняются образы и обстановка, а динамика событий также существенно влияет на запоминание.

Джеймс Бонд

Вообразите себя шпионом экстра-класса: прочитав слово, запишите его начальную букву. В итоге вы будете держать в руках зашифрованное послание, которое сможете расшифровать только вы. Учите теперь текст, смотря на эти буквы. Проговаривая текст во второй раз по этим самым шифровкам, вы с удивлением обнаружите, что припоминаете слова. Кстати, это шикарная шпаргалка. Даже если вас засекут – можете с полной уверенностью сказать: «Это я так просто малевал, чтобы успокоиться». Поверят все.

Здоровый сон никто не отменял

Самая главная методика – нужно выспаться. Можете хоть на голове стоять и запоминать по системе йогов, но если не выспитесь – коту под хвост все ваши ухищрения и старания. Итог такой: какой бы метод вам ни понравился, нужно всё делать с умом, без фанатизма. Отдыхайте, ешьте, спите так, как будто бы никаких забот не было и нет.

Ссылка на основную публикацию