Что мешает продаже имущества по выгодной цене

Что мешает продаже имущества по выгодной цене

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Если ООО продает имущество по стоимости ниже кадастровой, то какая стоимость берется для целей налогообложения – кадастровая или стоимость договора-купли продажи при условии, что продавец применяет УСН (6%), покупатель – физическое лицо (учредитель), а указанные лица являются взаимозависимыми?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Стороны договора не обязаны устанавливать в качестве цены договора кадастровую стоимость объекта недвижимости.
Рассматриваемая сделка не относится к контролируемым и не подлежит контролю со стороны ФНС России.
Однако если установление заведомо низкой цены было обусловлено исключительно целью получить необоснованную налоговую выгоду, то доначисление налога возможно.

Обоснование вывода:
По общему правилу исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, кроме случаев, когда законом предусмотрено, что применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (п. 1 ст. 424, п. 1 ст. 485 ГК РФ).
Законодательство не относит продажу недвижимого имущества (в том числе земельных участков, находящихся в частной собственности граждан или организаций (ст.ст. 212, 213 ГК РФ), в частной собственности других лиц) к случаям, когда государственные органы могут устанавливать или регулировать цену исполнения такого договора.
В договоре купли-продажи земельного участка может быть установлена любая договорная (продажная) цена, которая может отличаться от рыночной, первоначальной (балансовой) или кадастровой стоимости объекта продажи (смотрите, например, постановления Семнадцатого ААС от 12.05.2009 N 17АП-3042/09, Первого ААС от 14.07.2014 N 01АП-3090/14).
Нормы НК РФ также не устанавливают ограничений на определение стоимости недвижимого имущества в договоре его купли-продажи. При этом правила НК РФ предусматривают использование в целях налогообложения доходов рыночной цены имущества (ст.ст. 105.3, 154, 274, 346.18 НК РФ).
Учитывая изложенное, считаем, что при установлении цены договора стороны не обязаны использовать кадастровую стоимость объекта недвижимости.
Цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).
При этом пока федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России), не доказано обратное, цена товара (работы, услуги), примененная сторонами сделки взаимозависимыми лицами также признается рыночной (п. 3 ст. 105.3 НК РФ).
Нормы раздела V.1 НК РФ допускают возможность контроля цен, примененных налогоплательщиками при расчете своих налоговых обязательств, со стороны ФНС России в отношении сделок между взаимозависимыми лицами, признаваемых контролируемыми (ст. 105.14 НК РФ), к которым анализируемая в данном случае сделка в силу положений п.п. 2, 3 ст. 105.14 НК РФ не относится.
Таким образом, считаем, что в рассматриваемой ситуации контроль примененной сторонами цены со стороны ФНС России не производится.
При этом чиновники исходят из того, что территориальные налоговые органы в рамках выездных и камеральных проверок вправе выявлять факты получения необоснованной налоговой выгоды в результате манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми лицами, не являющихся контролируемыми, в том числе с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ (смотрите, например, письма Минфина России от 08.07.2016 N 03-07-11/40217, от 25.02.2016 N 03-01-11/10321, от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145, ФНС России от 30.09.2015 N ЕД-4-2/17078@).
Однако данное мнение контролеров судьи не поддерживают. Так, в п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 16 февраля 2017 г.) определена правовая позиция, в соответствии с которой (смотрите письмо ФНС России от 23.03.2017 N СА-4-7/5401):
– по общему правилу в случаях, не предусмотренных разделом V.1 НК РФ, налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки и учтенную при налогообложении, а несоответствие примененной налогоплательщиком цены рыночному уровню не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды;
– многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может учитываться в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, указывающими на несоответствие между оформлением сделки и содержанием финансово-хозяйственной операции.
В свою очередь, в определении ВС РФ от 22.07.2016 N 305-КГ16-4920 делается вывод, что отличие примененной налогоплательщиком цены от уровня цен, обычно применяемого по идентичным (однородным) товарам, работам или услугам другими участниками гражданского оборота, не может служить самостоятельным основанием для вывода о неисполнении участником сделки обязанности по уплате налогов и возникновении у него недоимки, определяемой исходя из возникшей ценовой разницы.
Учитывая изложенное, полагаем, что территориальные налоговые органы не вправе оспорить цену, установленную сторонами в договоре купли-продажи недвижимости. Вместе с тем в том случае, если установление заведомо нерыночной цены не было обусловлено разумными причинами, а преследовало своей целью получить прежде всего налоговую экономию (необоснованную налоговую выгоду), то доначисление налогов возможно (смотрите письмо ФНС России от 27.11.2017 N ЕД-4-13/23938@).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

15 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Муниципальное имущество: продажа без проведения торгов, без объявления цены — стоит ли заниматься

Актуальная ситуация в экономической сфере создаёт такой расклад отношений между инстанциями разного уровня, что муниципальный сектор занимает в них сравнительно малое место. Если на долю государственного хозяйствования приходится 70-80% имущества (в том числе частно-государственные владения), на долю частных предпринимателей порядка 18%, то на муниципалитет остаётся 1-2%. Важно понимать, что, несмотря на такое распределение, именно органы муниципального уровня играют наиболее существенную роль для организации быта и повседневной жизни среднестатистического гражданина; именно они в большей степени отвечают за регуляцию региональной экономики и местного бюджета.

Современное распределение полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнем провоцирует незавидное положение последних в распределении бюджетных доходов (отчисляемых из собираемых налогов разной направленности). Муниципальные образования получают лишь малую часть.

Всё это создаёт необходимость искать дополнительные источники дохода в собственный бюджет для муниципальных образований. Существующее законодательство предусматривает такой вариант, как эффективное управление имуществом, что подразумевает в том числе и его продажу, отчуждение прав собственности (приватизацию), сдачу в аренду или в безвозмездное пользование, как через торги, так и без проведения соответствующего мероприятия.

Все нормативно-правовые акты обязывают реализовывать почти любое муниципальное имущество на конкурсной основе. Это может быть вполне выгодно — таким образом вполне реально реализовать непрофильное имущество (неиспользуемые земельные участки или старый объект недвижимости) выгодно; однако конкурсное мероприятие ещё должно быть признано состоявшимся, то есть подать заявление на участие должно более одного лица. Что делать в случае, если таких участников не находится? Предусмотрено отчуждение муниципального имущества без торгов различными способами.

Условия реализации муниципального имущества без торгов

Опираясь на актуальную правовую базу (ФЗ 131), продажа муниципального имущества без проведения торгов может быть осуществлена в следующих случаях:

  • покупателем выступает товарищество собственников жилья
  • покупателем выступает лицо, единственно подавшее заявку на участие в торгах/аукционе или лицо, которое было единственно допущено к участию в торгах/аукционе
  • приобретателем выступает образовательное учреждение любой организационно-правовой формы, в том числе это может быть государственное или муниципальное образовательное учреждение
  • приобретателем является муниципальная компания/предприятие
  • имущество продаётся частному медицинскому учреждению

Кроме того, объекты, находившиеся в муниципальном ведении, могут быть проданы любому лицу или переданы в аренду (без срока) при соблюдении следующих условий:

  • Если срок на передачу составляет не более одного месяца (30 дней) в течение 6 следующих друг за другом календарных месяцев;
  • Если объект является частью недвижимости, а общая площадь составляет не более 10% от площади всего недвижимого объекта и при этом не превышает значения 20 метров квадратных.

Кроме того, законодательством предусмотрена возможность передачи имущества в долгосрочный лизинг. По факту данная процедура выступает продажей в рассрочку.

Кто является уполномоченным распоряжаться имуществом?

Разные уровни собственности, равно как и разные уровни организаций (имеется в виду вертикальная иерархия уровней) предполагают, соответственно, свои органиченные уровни полномочий по распоряжению соответствующим имуществом.

Продавать федеральное имущество имеют право:

  • Росимущество — это орган исполнительной власти федерального уровня, который осуществляет функции распоряжения и управления землёй, недвижимостью и прочим федеральным имуществом;
  • Министерство Обороны — если речь идёт об имуществе, находящемся в ведении Вооружённых сил Российской Федерации
  • лица, которые определены к данной деятельности и уполномочены в рамках действующего законодательства о приватизации; это могут быть, например, специализированные организации, которые привлекло Росимущество в качестве своего представителя и продавца имущества (с соответствующими подтверждающими роль документами).

Распоряжаться муниципальным имуществом может уполномоченный к данной деятельности орган в рамках действующего законодательства, будь то Федеральные Законы, региональные нормативно-правовые акты или акты органов местного самоуправления.

Преимущества и недостатки эффективного управления имуществом

Приватизация имущества предполагает выплату крупной суммы денег в относительно небольшой период, так что через неё могут решаться срочные проблемы. Однако в современной экономической ситуации найти вовремя желающих на приобретение муниципальной недвижимости бывает чрезвычайно сложно.

Аренда гарантирует стабильное пополнение бюджета в течение длительного периода, но в таком случае исчезает статья дохода от налогов на собственность (которая актуальна для первого варианта), а возможные инфляции и вовсе могут понизить прибыль.

Для приобретателя возможные трудности обратны положительным сторонам для муниципалитета. Для приватизации и оформления в собственность недвижимости необходимо единовременно иметь при себе крупную сумму денег, для аренды же предполагать выплаты в долгосрочной перспективе. В данном случае важно правильно расценить, какой объект приобретается, и оправдывают ли данные вложения итоговый результат. Как только Вы определили, какой вариант для Вас оптимален — приступайте к изучению соответствующей информации и подготовке.

Как выкупить муниципальное имущество?

Приватизировать муниципальное имущество можно, воспользовавшись приоритетным правом. Данное право работает как для выкупа и переоформления в собственность, так и для оформления объекта в аренду. Оно подразумевает под собой возможность приобрести имущество внеочерёдно, однако приобретатель должен соответствовать целому ряду условий одновременно.

    До дня вступления в силу Федерального Закона №159 (от 22 июля 2008 года) потенциальный собственник должен был снимать объект в аренду сроком 2 года и более, без перерывов. Если договор аренды был срочным, то его срок должен составлять не менее года, и только при подтверждении факта государственной регистрации договора может быть осуществлено право на выкуп.

Читайте также:  Хронический метеоризм: как избавиться

Если лицо желает воспользоваться приоритетным правом, для оценки имущества привлекается независимый специалист для того, чтобы она была объективной (то есть не было коммерческих связей ни с одной из сторон ).

Процедура выкупа всё по тому же ФЗ может происходить в двух версиях: до официального выставления на продажу или по инициативному выкупу арендатора.

1) Если собственник планирует приватизировать объект, который сдаётся в аренду, то арендатор может подать заявление о выкупе недвижимости до её отчуждения. В таком случае собственник обязан заключить договор купли-продажи и предотвратить запланированную приватизацию.

2) Арендатор решает, что хочет выкупить недвижимость в собственность. Он оформляет заявку, которую отправляет публичному собственнику.

Порядок приватизации имущества

Приватизация как форма отчуждения государственного и муниципального имущества была повсеместно популярна и актуальна в определённый исторический период. Однако и на настоящий момент муниципалитеты широко используют именно данную технологию пополнения бюджета.

Терминологически приватизация выступает как отчуждение имущества государственной, региональной или муниципальной собственности за определённую плату в пользу физического или юридического лица. Она становится возможной при соблюдении следующих принципов:

  • добровольный характер покупки гражданами жилой площади в собственности
  • жильё, которое на данный момент занимают граждане, может быть передано им в собственность бесплатно (но гражданин может воспользоваться таким правом только один раз).

В процессе приватизации можно выделить следующие этапы:

  • принятие решения о приватизации и подача соответствующего заявления
  • уполномоченные органы (могут быть как федеральные, так и органы местного самоуправления) принимают решение о согласии на приватизацию указанного объекта
  • разрабатывается и утверждается план предстоящей процедуры
  • заключается договор между покупателем и муниципальным органом о приобретении имущественного объекта вне конкурсной основы

Имущество в лизинг

Очень много предприятий переданы местной власти на хозяйственное ведение или оперативное управление — в каждом муниципальном образовании такие находятся. Соответственно иногда намного выгоднее реализовать объект, используя систему лизинговых контрактов, а не через прямые продажи. Это позволит муниципалитету не просто единовременно получить стоимость имущества, определённого независимым оценщиком, но получать определённые контрактом отчисления в течение некоторого периода времени, которые представляют собой процент с имущества.

Данная форма используется намного реже, чем продажа на конкурсной основе или приватизация. Дело в том, что конкуренция между современными лизинговыми компаниями в принципе сама по себе очень высокая, вписаться в эту сферу муниципалитету и соревноваться с опытными соперниками на уровне довольно сложно, по итогу для бюджета это приводит к лишним статьям расходов. Однако иногда для малых муниципалитетов или местных властей лизинг — единственный возможный вариант получения денег в местный бюджет.

Другие варианты

Отметим, что помимо приведённых выше вариантов остаются многие другие возможности реализации имущественных объектов в муниципальном ведении, минуя торги или аукционы. Таковой выступает, например, продажа части пакета акций, держателем которой являлся муниципальный орган власти. Однако такие формы выступают ещё менее популярными ввиду того, что связаны с большим количеством рисков, неудобств и имеют более низкие гарантии дохода.

Заключение

Итак, каков же ответ на вопрос «стоит ли заниматься покупкой/продажей муниципального имущества не в форме торгов/аукционов»? Ответ неоднозначен.

Определённо приобрести/продать объект с аукциона проще, поскольку данная практика используется достаточно давно, соответственно прецедентов с нарушениями и ошибками, сложностями и недочётами было много, чтобы исключить их из последующих процедур. Но поскольку речь идёт не о частной, а о муниципальной (или государственной собственности), которая пользуется несколько меньшим спросом у частных представителей или юридических лиц, то в некоторых случаях проведение аукциона становится невозможным из-за отсутствия потенциальных участников или единственного лица, подавшего заявку. В таких случаях продажа имущества минуя торги неизбежна и необходима.

Важно осознавать разницу между различными видами покупки имущества/приобретения в аренду без конкурсной основы. Это позволит определить, возможно ли для Вас участие в ней (если Вы, например, снимаете квартиру в аренду и хотите приватизировать жильё), насколько оно выгодно, какие документы стоит собрать и многое другое. Исходите из собственных потребностей и запросов, в таком случае ответ на выше обозначенный вопрос будет для Вас очевиден.

Должникам могут разрешить самим продавать заложенное имущество

ЛДПР вносит в Госдуму законопроект, предоставляющий право должникам самим распродавать свое имущество и гасить долги по кредитам. Как рассказал «Известиям» автор законопроекта депутат Госдумы Александр Шерин, причиной его появления стали обращения граждан, имущество которых было продано банками по заниженной стоимости, зачастую после этой продажи они еще оставались должны кредиторам. Инициативу ЛДПР поддерживают в КПРФ и «Справедливой России», усматривая отсутствие интереса у банков отстаивать интересы заемщиков при распродаже имущества должников.

— Сейчас к нам массово обращаются заемщики, взявшие ипотечные кредиты в иностранной валюте, которые сегодня кратно подорожали. Граждане не в состоянии вносить ежемесячные платежи. Мы слышим предложения о том, что банкам необходимо сделать пересчет этих кредитов в рубли, но пока в этом направлении никаких действий не происходит. Аналогичная ситуация и у представителей малого бизнеса, которые брали кредиты на развитие, но в итоге сегодня могут потерять весь свой бизнес, — пояснил «Известиям» причины своей инициативы депутат Госдумы от ЛДПР Александр Шерин, добавив, что существует немало фактов, когда определенные финансовые структуры злоупотребляют сложной экономической ситуацией в стране.

По его словам, они налагают арест на имущество заемщика, которое, как правило, распродается по заниженной стоимости заинтересованным лицам. Как отмечает парламентарий, законопроект направлен на укрепление гарантий и прав должника, а также на минимизацию коррупционной составляющей публичных торгов и предотвращение сговора между кредитором и третьими лицами (покупателями).

«Самостоятельная продажа предмета залога залогодателем является для гражданина гарантией реализации имущества по максимально высокой цене, поскольку в случае продажи предмета залога по цене, не покрывающей в достаточной части сумму займа (кредита), это лицо остается должником в недостающей части. Вместе с тем, чтобы не умалять права залогодержателя, предлагается ввести ограниченный срок права залогодателя — два месяца. Представляется, что это необходимый и в то же время достаточный срок для реализации имущества и погашения долга», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Также Александр Шерин предлагает продублировать это предложение в федеральном законе «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Как отмечается в документе, реализация имущества может быть не только по решению суда, но и по постановлению судебного пристава-исполнителя в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, поэтому преимущественное право реализации имущества, на которое обращено взыскание, самим должником должно распространяться на все случаи.

Инициативу ЛДПР готовы поддержать в КПРФ и «Справедливой России».

— Мы бы такую инициативу поддержали, потому что действительно ситуация парадоксальная, когда сама финансовая организация занимается реализацией имущества должника. Естественно, никаких стимулов для продажи имущества по высокой цене у банков нет, наоборот, им выгодно продать подешевле. Было бы логично, если бы заемщик сам имел возможность участвовать в продаже своего имущества, — заявил «Известиям» глава юрлужбы КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев.

Нашли разумной инициативу ЛДПР и эксперты.

— Конечно, логика в этом есть, но тут возникает возможность оппортунизма со стороны заемщиков, которые могут реализовывать свое имущество по одной цене, а показывать другую. Согласитесь, что для них это выгодно, так что это палка о двух концах. Возможно, чтобы сделка была прозрачной для всех сторон, нужно привлекать какую-то третью сторону, которая получала бы свою комиссию с цены продажи имущества, — считает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.

Банкиры заявляют, что у заемщиков и сейчас есть возможность самостоятельно реализовать имущество для погашения долга.

― Продажа банками залога возможна только в том случае, если клиент заранее дал согласие на реализацию заложенного имущества, ― говорит начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев. ― Есть большие сомнения в том, что в случае с ипотечными квартирами граждан это происходит часто. Кроме того, формулировка «банк накладывает арест и продает своим аффилированным лицам», некорректна. Банк может потребовать реализовать залог и обратить на него взыскание. Тогда приставы реализуют квартиру через торги. Если никто не купит квартиру на торгах, банк будет иметь право оставить имущество за собой по сниженной в соответствии с законом ценой. Если гражданин отдает квартиру банку по отступному, это его право ― заставить это делать граждан никто не может. Равно как и «убедить» его продать квартиру какому-то аффилированному с банком лицу.

По мнению Голубева, реальная проблема заключается в том, что сроки реализации имущества чрезмерно велики: с момента подачи иска в суд по этому поводу до момента реализации имущества на практике проходит не менее года. Голубев считает, что предоставлять право залогодателям продавать свое имущество нельзя ― иначе будут массовые злоупотребления со стороны граждан.

— С точки зрения должников, особенно в случае тех, кто оказался в сложной ситуации из-за ипотечного кредита, оформленного в валюте, инициатива выглядит очень привлекательно. Но весь позитив от нее исходит из положения о том, что самостоятельная продажа имущества граждан будет происходить по максимально выгодной для них самих цене, что, увы, далеко не всегда так. Для того чтобы реализация имущества должника прошла на условиях, приемлемых как для заемщика, так и для банка, необходимо привлечение независимых оценщиков, посредников (например риелторов, если речь идет о недвижимом имуществе), что также связано с определенными издержками. Понятно, что оплата их услуг будет вычитаться из выручки, полученной после самостоятельной продажи имущества. Опять же, необходимо сделать весь процесс прозрачным, поскольку фактор оппортунизма и стремление должника снизить фактическую сумму сделки исключать нельзя, — отмечает Андрей Люшин, зампредправления Локо-банка.

С банкирами согласен и президент Российской гильдии арбитражных управляющих Станислав Клейменов.

— Если имущество не находится в залоге, то до того, как приставы его арестуют, ничто не мешает должнику самостоятельно его продать для погашения долга. После наложения ареста имущество должника продают не сами банки-кредиторы, а судебные приставы на торгах. Если должник нашел покупателя по большей стоимости, то теоретически он и станет победителем торгов. Другое дело — не всегда подобные торги открыты и публичны, порой возводятся искусственные препоны для участников в интересах определенного лица. Тогда именно в торгах нужно наводить порядок — ввести обязательную форму. Тогда станет ясно, где, что и за сколько продается. Например, при продаже имущества банкротов электронные торги позволили увеличить в два раза процент погашения задолженности и почти в 10 раз — среднее количество участников.

По словам адвоката Аркадия Амасьянца, у предложения законодателей есть несколько аргументов за.

— Во-первых, гражданин заинтересован в продаже имущества по более высокой цене, чтобы быстрее расплатиться с долгом и не портить свою кредитную историю. Как следствие, это выгодно и для кредитора, поскольку долг возвращается либо погашается его большая часть. Во-вторых, должник учитывает, что долг необходимо оплатить к определенному сроку, что стимулирует его к реализации имущества в сжатые сроки. Кроме того, решение вопроса указанным способом выгодно и для банков, так как они освобождаются от необходимости принимать в свой штат дополнительных сотрудников, которые должны будут выполнять функции по продаже имущества должников и которым надо будет выплачивать заработную плату либо оплачивать труд иных лиц за выполнение данной работы, — говорит юрист.

Читайте также:  Симптоматика болезней и проблемы в семье: как справиться

Однако его коллега, юрист московской коллегии адвокатов «Добровинский и партнеры» Лилия Петрик, уверена в обратном.

— Основной проблемой здесь будет желание должника скрыть от банка реальную цену, за которую реализовано имущество. К сожалению, немногие граждане готовы честно заплатить долги и жить без них, особенно если имущество уже реализовано, а другое имущество, на которое может быть наложен арест судебным приставом-исполнителем за долги, отсутствует, — считает она. — И практически гражданин ни за что не отвечает, единственное, он — должник. Получается ситуация, когда нечего бояться. Таким образом, данный механизм должен быть тщательно отрегулирован, прежде чем использовать его на практике. Необходимо предусмотреть органы, контролирующие действия должника по реализации имущества, установить сроки реализации и ответственность гражданина за недостоверность сведений и несвоевременность действий.

Начальник управления по работе с проблемными активами Бинбанка Николай Вялов также не поддерживает законопроект ЛДПР.

— Имеется ФЗ «Об исполнительном производстве», в котором достаточно подробно регламентирован процесс реализации имущества должников, — поясняет Вялов. — Согласно данному закону, должники имеют возможность обжаловать постановления об утверждении оценки стоимости, если с ценой реализации они не согласны. Однако, как правило, должники этого не делают, замечания в акты описи и ареста имущества не вносятся. Такие ситуации обусловлены недостатком юридической грамотности должников, что иногда бывает выгодно торгующим организациям, которые занимаются реализацией имущества. Нельзя забывать про ограниченные сроки, отведенные на реализацию имущества – соответственно, стоимость имущества дисконтируется после первых торгов из-за отсутствия спроса. Кроме прочего, обращение взыскания на имущество должников в исполнительном производстве регулирует и распределение вырученных средств от реализации между взыскателями. Самостоятельная реализация имущества должником не гарантирует погашения задолженности перед взыскателями в полном объеме стоимости имущества и в справедливой пропорции. Реализация имущества через исполнительное производство не позволяет должникам умышленно занизить стоимость имущества и формально продать аффилированному лицу.

Законно ли ООО продает имущество и как правильно установить стоимость?

Подскажите, пожалуйста. ООО на УСНО (6%) продает имущество, находящееся на балансе предприятия. Как правильно определить стоимость имущества, так чтобы в дальнейшем у контролирующих органов не возникло вопросов насчет занижения стоимости имущества по сделке купли-продажи? Необходимо ли провести оценку? Заключается же договор к/п и при согласовании сторон определяется стоимость продаваемого имущества? Заранее спасибо!

Ответы юристов ( 2 )

  • 8,8 рейтинг
  • 1276 отзывов эксперт

Екатерина, здравствуйте, согласно положений об обязательствах (статьи 307 – 419 ГК РФ) и о договоре (статьи 420 – 453 ГК РФ), действительно стороны свободны при определении стоимости имущества выступающего предметом сделки (цены договора), однако если эта сделка отвечает признакам крупной для данного конкретного ООО, или под признаки заинтересованности, например по критериям приведенным в ст. 46 закона об ООО:

1. Крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом:

связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в том числе заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества, в результате которых у общества возникает обязанность направить обязательное предложение в соответствии с главой XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;

то проведение оценки обязательно (Постановление Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 N 28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью»), если у Вас остались вопросы, задавайте, с радостью отвечу. Также вы можете написать мне в чате и заказать персональную консультацию или подготовку документа по вашему вопросу. Всего доброго!

Статьей 40 НК РФ предусмотрено право налоговых органов проверять правильность применения цен по сделкам в случаях отклонения более чем на 20% в сторону повышения (понижения) от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (пп. 4 п. 2).
Однако, если заглянуть в действующую редакцию Налогового кодекса, то увидим, что ст. 40 там действительно имеет место и ее никто не отменял. Однако, в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ были внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ. Так вот в п. 6 ст. 4 указанного Закона говорится, что положения ст. 40 НК РФ (а также ст. 20 — взаимозависимые лица) применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны до дня его вступления в силу (до 01.01.2012). Проще говоря, при продаже имущества в 2018 г. ст. 40 НК РФ уже не применяется.
Итак, если раньше налоговики могли проверять сделки в любых случаях отклонения цены от рыночной более чем на 20%, то с 2012 г. — только сделки, которые НК РФ признает контролируемыми.
В настоящее время статья 105.14 НК РФ устанавливает новые критерии контролируемых сделок, которыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами, с учетом особенностей установленных настоящей статьей.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ к сделкам между взаимозависимыми лицами, подлежащим контролю в целях НК РФ, приравнивается совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом). Совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:
— не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
— не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 105.14 НК РФ не всякая сделка между взаимозависимыми лицами (и приравненными к указанной категории лицам) признается контролируемой.

Так, сделка между взаимозависимыми лицами, местом жительства или местом регистрации которых является Российская Федерация, признается контролируемой при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
— сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей;
— одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое;
— хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов.
— хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 процентов в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 настоящего Кодекса, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 процентов по указанным обстоятельствам;
— хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны.

Если же ваша сделка подпадает под критерий контролируемой, то следует провести переоценку имущества перед сделкой по отчуждению. Соответственно, заведомо закрепив указанное положение в приказе об учетной политике.

Должникам могут разрешить самим продавать заложенное имущество

В Госдуме считают, что банкиры занижают стоимость арестованных кредиторами квартир, машин и иных ценностей, находящихся у них в залоге.

ЛДПР вносит в Госдуму законопроект, предоставляющий право должникам самим распродавать свое имущество и гасить долги по кредитам. Как рассказал «Известиям» автор законопроекта депутат Госдумы Александр Шерин, причиной его появления стали обращения граждан, имущество которых было продано банками по заниженной стоимости, зачастую после этой продажи они еще оставались должны кредиторам. Инициативу ЛДПР поддерживают в КПРФ и «Справедливой России», усматривая отсутствие интереса у банков отстаивать интересы заемщиков при распродаже имущества должников.

— Сейчас к нам массово обращаются заемщики, взявшие ипотечные кредиты в иностранной валюте, которые сегодня кратно подорожали. Граждане не в состоянии вносить ежемесячные платежи. Мы слышим предложения о том, что банкам необходимо сделать пересчет этих кредитов в рубли, но пока в этом направлении никаких действий не происходит. Аналогичная ситуация и у представителей малого бизнеса, которые брали кредиты на развитие, но в итоге сегодня могут потерять весь свой бизнес, — пояснил «Известиям» причины своей инициативы депутат Госдумы от ЛДПР Александр Шерин, добавив, что существует немало фактов, когда определенные финансовые структуры злоупотребляют сложной экономической ситуацией в стране.

По его словам, они налагают арест на имущество заемщика, которое, как правило, распродается по заниженной стоимости заинтересованным лицам. Как отмечает парламентарий, законопроект направлен на укрепление гарантий и прав должника, а также на минимизацию коррупционной составляющей публичных торгов и предотвращение сговора между кредитором и третьими лицами (покупателями).

«Самостоятельная продажа предмета залога залогодателем является для гражданина гарантией реализации имущества по максимально высокой цене, поскольку в случае продажи предмета залога по цене, не покрывающей в достаточной части сумму займа (кредита), это лицо остается должником в недостающей части. Вместе с тем, чтобы не умалять права залогодержателя, предлагается ввести ограниченный срок права залогодателя — два месяца. Представляется, что это необходимый и в то же время достаточный срок для реализации имущества и погашения долга», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Также Александр Шерин предлагает продублировать это предложение в федеральном законе «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Как отмечается в документе, реализация имущества может быть не только по решению суда, но и по постановлению судебного пристава-исполнителя в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, поэтому преимущественное право реализации имущества, на которое обращено взыскание, самим должником должно распространяться на все случаи.

Инициативу ЛДПР готовы поддержать в КПРФ и «Справедливой России».

— Мы бы такую инициативу поддержали, потому что действительно ситуация парадоксальная, когда сама финансовая организация занимается реализацией имущества должника. Естественно, никаких стимулов для продажи имущества по высокой цене у банков нет, наоборот, им выгодно продать подешевле. Было бы логично, если бы заемщик сам имел возможность участвовать в продаже своего имущества, — заявил «Известиям» глава юрлужбы КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев.

Нашли разумной инициативу ЛДПР и эксперты.

— Конечно, логика в этом есть, но тут возникает возможность оппортунизма со стороны заемщиков, которые могут реализовывать свое имущество по одной цене, а показывать другую. Согласитесь, что для них это выгодно, так что это палка о двух концах. Возможно, чтобы сделка была прозрачной для всех сторон, нужно привлекать какую-то третью сторону, которая получала бы свою комиссию с цены продажи имущества, — считает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.

Читайте также:  Снятие порчи воском: как выливать сглаз самостоятельно

Банкиры заявляют, что у заемщиков и сейчас есть возможность самостоятельно реализовать имущество для погашения долга.

― Продажа банками залога возможна только в том случае, если клиент заранее дал согласие на реализацию заложенного имущества, ― говорит начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев. ― Есть большие сомнения в том, что в случае с ипотечными квартирами граждан это происходит часто. Кроме того, формулировка «банк накладывает арест и продает своим аффилированным лицам», некорректна. Банк может потребовать реализовать залог и обратить на него взыскание. Тогда приставы реализуют квартиру через торги. Если никто не купит квартиру на торгах, банк будет иметь право оставить имущество за собой по сниженной в соответствии с законом ценой. Если гражданин отдает квартиру банку по отступному, это его право ― заставить это делать граждан никто не может. Равно как и «убедить» его продать квартиру какому-то аффилированному с банком лицу.

По мнению Голубева, реальная проблема заключается в том, что сроки реализации имущества чрезмерно велики: с момента подачи иска в суд по этому поводу до момента реализации имущества на практике проходит не менее года. Голубев считает, что предоставлять право залогодателям продавать свое имущество нельзя ― иначе будут массовые злоупотребления со стороны граждан.

— С точки зрения должников, особенно в случае тех, кто оказался в сложной ситуации из-за ипотечного кредита, оформленного в валюте, инициатива выглядит очень привлекательно. Но весь позитив от нее исходит из положения о том, что самостоятельная продажа имущества граждан будет происходить по максимально выгодной для них самих цене, что, увы, далеко не всегда так. Для того чтобы реализация имущества должника прошла на условиях, приемлемых как для заемщика, так и для банка, необходимо привлечение независимых оценщиков, посредников (например риелторов, если речь идет о недвижимом имуществе), что также связано с определенными издержками. Понятно, что оплата их услуг будет вычитаться из выручки, полученной после самостоятельной продажи имущества. Опять же, необходимо сделать весь процесс прозрачным, поскольку фактор оппортунизма и стремление должника снизить фактическую сумму сделки исключать нельзя, — отмечает Андрей Люшин, зампредправления Локо-банка.

С банкирами согласен и президент Российской гильдии арбитражных управляющих Станислав Клейменов.

— Если имущество не находится в залоге, то до того, как приставы его арестуют, ничто не мешает должнику самостоятельно его продать для погашения долга. После наложения ареста имущество должника продают не сами банки-кредиторы, а судебные приставы на торгах. Если должник нашел покупателя по большей стоимости, то теоретически он и станет победителем торгов. Другое дело — не всегда подобные торги открыты и публичны, порой возводятся искусственные препоны для участников в интересах определенного лица. Тогда именно в торгах нужно наводить порядок — ввести обязательную форму. Тогда станет ясно, где, что и за сколько продается. Например, при продаже имущества банкротов электронные торги позволили увеличить в два раза процент погашения задолженности и почти в 10 раз — среднее количество участников.

По словам адвоката Аркадия Амасьянца, у предложения законодателей есть несколько аргументов за.

— Во-первых, гражданин заинтересован в продаже имущества по более высокой цене, чтобы быстрее расплатиться с долгом и не портить свою кредитную историю. Как следствие, это выгодно и для кредитора, поскольку долг возвращается либо погашается его большая часть. Во-вторых, должник учитывает, что долг необходимо оплатить к определенному сроку, что стимулирует его к реализации имущества в сжатые сроки. Кроме того, решение вопроса указанным способом выгодно и для банков, так как они освобождаются от необходимости принимать в свой штат дополнительных сотрудников, которые должны будут выполнять функции по продаже имущества должников и которым надо будет выплачивать заработную плату либо оплачивать труд иных лиц за выполнение данной работы, — говорит юрист.

Однако его коллега, юрист московской коллегии адвокатов «Добровинский и партнеры» Лилия Петрик, уверена в обратном.

— Основной проблемой здесь будет желание должника скрыть от банка реальную цену, за которую реализовано имущество. К сожалению, немногие граждане готовы честно заплатить долги и жить без них, особенно если имущество уже реализовано, а другое имущество, на которое может быть наложен арест судебным приставом-исполнителем за долги, отсутствует, — считает она. — И практически гражданин ни за что не отвечает, единственное, он — должник. Получается ситуация, когда нечего бояться. Таким образом, данный механизм должен быть тщательно отрегулирован, прежде чем использовать его на практике. Необходимо предусмотреть органы, контролирующие действия должника по реализации имущества, установить сроки реализации и ответственность гражданина за недостоверность сведений и несвоевременность действий.

Что может помешать продать квартиру: 5 основных видов трудностей

Совсем не каждую квартиру можно быстро и выгодно продать. Зачастую из дорогостоящего актива недвижимость превращается в «мертвый груз». На успешность сделки способна влиять не только рыночная ситуация, но и различные особенности объекта, называемые обременениями. А в свете упавшего спроса и некоторых законодательных изменений реализовывать жилье стало еще сложнее. Что может помешать продать квартиру, какие существуют основные трудности и как их разрешить — читайте далее.

Типы проблем при продаже квартиры

Эксперты рассказали, какие ситуации могут вызвать затруднения при продаже квартиры собственником и как их решить без особых трат. В общей сложности они выделили 5 основных видов препятствий, передает Метрпрайс.

  • Изменения налогового законодательства

При реализации жилья владельца ждет уплата налога на доходы физлиц. Ставка НДФЛ неизменна и составляет 13%. Однако ранее от налогового бремени освобождались продавцы, имеющие квартиру в собственности 3 и более года. С 2016 года власти РФ увеличили этот срок до 5 лет.

Специалисты пояснили, что на протяжении длительного времени в России практиковалось занижение стоимости недвижимости в договоре купли-продажи для избежания НДФЛ. Так как при цене в 1 миллион рублей или ниже налог не взимается, даже если продавец владеет квартирой менее трех лет. Но с января 2016 года подобный способ практически утратит актуальность. Налог начинают рассчитывать, опираясь на сумму не менее 70% кадастровой стоимости объекта, то есть максимально близкой к рыночной. Поэтому многие собственники, являющиеся таковыми менее пяти лет, неизбежно задумаются о целесообразности заключения сделок в этом году и, вероятно, отложат их.

  • Незаконная перепланировка

Неузаконенная перепланировка может если не лишить возможности продать квартиру, то значительно растянуть по времени поиск покупателей. Глава Департамента городской недвижимости «НДВ-Недвижимости» Светлана Бирина обратила внимание, что в целом подобные объекты реализовывать разрешается. На плане БТИ несогласованные изменения квартиры отмечаются красными линиями, но они не препятствуют регистрации сделок. Однако их наличие существенно сокращает число желающих приобрести самовольно перестроенное жилье. В первую очередь на такие квартиры не смогут претендовать ипотечники. Банки не берутся за одобрение кредитов на помещения с незаконной перепланировкой. В то же время остальные покупатели в свете сложившегося избыточного предложения на рынке предпочтут проблемному варианту другой.

По словам управляющего партнера «Метриум Групп» Марии Литинецкой, любые квартиры с нестандартной планировкой обычно экспонируются на 2-4 месяца дольше типовых. Поэтому при задаче срочной продажи владельцы вынуждены уступать потенциальным новоселам в цене, устанавливая дисконт. В некоторых случаях он доходит до 20-30%. Однако иногда собственнику выгоднее избавиться от необычной перепланировки, после чего реализовывать жилье по полной стоимости. Бирина уточнила, что иногда перестроенная квартира может принести и дополнительный доход. Когда удачные работы повышают ликвидность объекта, значит, и спрос.

Трудно продавать жилье, значащееся в ипотечном залоге у банка. Нередко заемщики решают поменять купленную квартиру или совсем освободиться от обязательств перед залогодержателем. Однако для этого необходимо заручиться согласием банка. Кроме того, последний может одобрить одну из схем продажи — со снятием обременения или без. По сообщению Литинецкой, банки чаще всего не мешают реализации недвижимости, но просят досрочно погасить кредит и только потом заключать сделку купли-продажи. Что требует наличие будущего новосела с «живыми» деньгами. В сложившихся же экономических условиях таковых мало, поэтому собственникам приходится идти на скидки.

В то же время банки имеют право не снимать обременение в виде ипотеки с квартиры. В таком случае при продаже все кредитные обязательства владельца-ипотечника достанутся новому собственнику. Последний также может получить и штрафы, пени, начисленные залогодержателем предыдущему заемщику.

  • Неприкасаемые жильцы и наследники

Препятствием в реализации жилья выступают зарегистрированные на момент потенциальной сделки третьи лица. Особенно остро встает вопрос с так называемыми «вечными» жильцами. Это граждане, остающиеся зарегистрированными в квартире в период приватизации и отказавшиеся от своего права в пользу других жильцов. По российским законам, в таком случае они могут бессрочно пользоваться недвижимостью. По мнению Бириной, даже весомая скидка не привлечет покупателей на квартиру с соседом, прописанным там навсегда.

Юристы и риэлторы сходятся во мнении, что лучше не приобретать жилье, обремененное «отказниками». В противном случае, нужно быть готовыми к их появлению в любое время, несмотря на то, что они живут в другом месте и выписались из данной квартиры. Подобные ситуации рассматривает суд. И известны дела, когда он занимает сторону «отказников».

В то же время эксперты говорят, что несмотря на рискованность сделки по покупке недвижимости с обременением, есть методы ее минимизации. Например, приобрести «отказнику» новое жилье, равнозначное той доле, которую он некогда оставил, или предоставить денежную компенсацию. Во-вторых, добиться от предыдущего собственника предъявления расторгнутого договора соцнайма и заявления «отказника», заверенного нотариусом. Где должно быть указано, что «отказник» не имеет претензий на пользование жилпомещением и на долю в праве собственности. В договоре купли-продажи нужно прописать, что «отказник» берет обязательство сняться с регистрационного учета и переехать на новое место жительства. В-третьих, уже после совершения сделки можно признать «отказника» утратившим право пользования жилпомещением через суд. Но необходимы доказательства, что он добровольно поменял место проживания и отрекся от бессрочного права пользования квартирой.

Кроме того, потенциальных покупателей мало привлекает жилье, недавно доставшееся в наследство. После продажи недвижимости могут появиться другие наследники с требованием своей доли. В итоге сделку оспорят и квартиру нужно будет возвращать. Частично от такой картины спасет титульное страхование. Оно гарантирует потребителю возмещение ущерба при отмене операции.

  • Серьезные обременения

Препятствиями при намерении владельца жилья его реализовать могут оказаться многие факторы — от завышенной цены до серьезных обременений. Из-за последних квартиру есть риск не продать совсем. Бирина уточнила, что среди таковых — смерть собственника, арест жилья и запрет проведения сделок, объявление дома аварийным и последствия судебных разбирательств.

При этом единственным методом снятия ареста является погашение долгов. По словам Литинецкой, суд имеет право арестовать имущество по различным причинам. Например, из-за просрочки ипотечных платежей, алиментов или других частных обязательств.

Подводя итог, специалисты отметили, что помехой продажи квартиры могут выступить и другие факторы. Непомерно высокая или низкая цена, неудовлетворительное состояние объекта или вычурный дизайн. Однако, по мнению экспертов, безвыходных ситуаций практически не бывает. Они советуют собственникам согласовывать свои действия в намерении реализовать жилье с существующим положением рынка, объективно оценивать физическое и юридическое состояние квартиры и желательно избавляться от имеющихся минусов заблаговременно, до начала поиска потенциальных покупателей. Тогда даже в условиях кризиса удастся уйти от вынужденных значительных скидок.

Ссылка на основную публикацию