Эзотерика и йога в сочетании с психологией и саморазвитием

Философия йоги

Йога, как практика, с начала ХХl века активно начала набирать обороты. Если ранее ею занимались люди, непосредственно имеющие отношение к традициям индуизма и буддизма (откуда, собственно, и пришла в нашу культуру йога), то сейчас только что ленивый не записан на такие занятия.

Йога стала атрибутом и частью тренда саморазвития, которым заниматься стало не столько полезно, сколько модно.

Слово «йога» происходит из санскрита (от корня «йодж»), что означает «единение», «союз», «соединение». Она впервые упоминается как комплекс телесных упражнений в текстах «Упанишад». Таким образом, значение занятий йогой сводится к главному: обретению единства тела, ума (личности) и души (или духа). Потому что когда мы расстроены (нас становится трое: все три наших составляющих не действуют согласовано), мы не в состоянии быть ресурсными, принимать решения, двигаться в сторону реализации своих желаний и так далее. Йога действительно способна помочь нам собраться.

Йога изначально подразделяется на множество направлений. Одни из них достаточно популярные, известные, вроде хатха-йоги, другие же более закрытые практики. Чем же отличаются виды йоги?

Чаще всего философией направления: путем, который развивает или укрощает те или иные качества в человеке за счет комплекса практик, которые и называются йогой. Вот краткие описания некоторых из них:

Карма-йога – наработка социальных навыков, готовность следовать своему предназначению.

Бхакти-йога – это служение Богу; упражнения – лишь часть практики. В эту йогу входят и служения Богу, и воспевание святых имен, и чтение Бхагавадгиты.

Хатха-йога – это интенсив, в котором человек сливается с внутренним «я», успокаивая ум и давая внутреннему проявить себя.

Раджа-йога – йога, ведущая к просветлению, которая не только стремится успокоить ум, но и совершается в определенной аскезе.

На самом деле видов йоги еще очень и очень много. И заниматься ею, судя по внутренней философии самих практик, очень даже полезно и нужно. Однако найти настоящего учителя по йоге – это действительно сложность. Огромное количество новоиспеченных учителей знают дисциплину лишь поверхностно. И каким бы видом йоги не занимались эти учителя, йога для них самих часто хобби – но не образ жизни. Чаще всего преподаватели дают лишь набор упражнений, которые становятся неплохой тренировкой для мышц, хорошей практикой растяжки, но эти повторяющиеся действия не содержат главного – философской базы. Почему так сложно найти того, кто обладал бы этими знаниями?

Потому что философская база относится к особой, закрытой от людей информации, иначе – это эзотерика, частично психология. Это пласт информации, который может быть совершенно непонятен обычному человеку, но только в сочетании со знаниями о тонких энергиях, информационном поле человека, его чакрах возможно полноценное погружение в такую практику, как йога.

Наше тело, ум и душа излучают определенную энергию, которая складывается в нашу ауру. Через наше тело, помимо видимых крови и воздуха, циркулирует огромное количество тонких энергетических потоков. В моменты напряжения или эмоциональных всплесков они могут создавать в теле напряжение, то есть блоки, которые на физике могут проявляться как болезни и боли в тех или иных частях тела.

Наша голова – далеко не просто генератор мыслей. И йога – это как раз тот комплекс практик, который направлен не только на работу с телом, но и на очень тонкую работу с умом, а точнее – с состоянием «вне ума», с пустотностью, с отсутствием внутреннего диалога и тем, как это состояние влияет на нашу жизнь и физику организма. Через контроль эмоций и ума йога ведет к спокойствию, умиротворению и в конце концов – к самадхи: состоянию сверхсознания, к истинной нашей природе, к счастью.

Эзотерика, саморазвитие практикующим дают преимущество перед теми, кто занимается йогой ради моды. Люди чувствующие, эзотерики, понимают, что с ними происходит в практиках, они понимают, зачем нужны медитации, они чувствуют потоки и по сути – усиливают свою чувствительность. И они способны определить, где самоучка-йог, а где мастер. Эзотерика, психология дают возможность хоть в какой-то степени не навредить себе этими практиками.

Опасность же представляет тандем: плохой учитель и ничего не ощущающий ученик. Тонкие энергии достаточно сильно влияют на нашу жизнь, наше здоровье, наш мир. Как плохой хирург может повредить орган, так и плохой мастер йоги может дать неверные упражнения и энергия в теле человека потечет еще более грубо и криво, нежели это было до занятий. Поэтому многие уходят от йоги, им становится после занятий плохо и «дурно», в жизнь приходит негатив и так далее, и тому подобное. А понять в чем же по сути дело такой человек не может.

Не стоит недооценивать практику йоги. Она может быть, как и любой вид спорта или психологических воздействий, как возрождающей, так и разрушающей силой. Именно поэтому учителя для йоги важно выбирать не по тренду, а по мастерству.

Чтобы прочувствовать глубину и красоту йогической практики, стоит обратиться к мастерам, которые обучались йоге в ашрамах, буддийских храмах, в храмах Индии и других святых местах. Это должны быть мастера, которые наполнены энергетикой места, которые знают древние писания и древние правила преподавания йоги. Это должны быть люди с глубоким собственным единением ума+тела+души. И никак иначе.

К таким мастерам нестрашно идти даже новичку! Мастер способен воспитать приемника и помочь ученику достичь истинных высот в практике. Причем таких высот, которые не только дадут некую разрядку мышцам и телу после рабочих будней, а которые повлекут за собой изменения, качественные изменения в самой жизни практика.

Йоги, для которых эта философия является основой их существования, достигали в истории невероятных вещей, которые обычным человеческим умом просто невозможно охватить. Известны случаи левитации йогов (!), хождения по углям, стеклам, проглатывания лезвий и прочих чудес; их демонстрация – как казалось обычным окружающим – невероятные свойства тела йога, хотя эзотерики прекрасно понимают, что эти эффекты являлись для таких йогов лишь бонусом невероятно развитого сознания этих людей. Есть мнение, что отгадка очень проста: йоги допускают возможность, что в мире возможно все! И действуют!

Поэтому без эзотерики, знаний, которые наука не признает, практически невозможно глубоко «нырнуть» в йогическую практику и осознать ее реальную пользу, свойства и воздействие на наш мир.

Поэтому, прежде чем заняться ею, спросите себя: «Зачем мне это? Что я хочу познать с помощью этой практики?» – и вы найдете ответ на свой вопрос. И если это лишь развитие своего тела – лучше заняться аэробикой или фитнесом. Йога – это не мода. Йога – это древнейшая философия познания основ мироздания. Она о познании божественного в мире.

Но если уж вы решите окунуться в практику йоги – то вас ждет невероятное путешествие не только к познанию самого себя, но и того, что лежит за пределами нашего понимания и наших возможностей. Кто знает, может быть именно вы, в конечном итоге, достигните этого удивительного состояния, которое мастера называют самадхи.

Гуны в процессе саморазвития личности

Невероятно трудно обрести драгоценное рождение —
Средство достижения высшей цели человека.
Если теперь я не воспользуюсь этим благом,
Когда оно встретится снова?

Т ема саморазвития и самосовершенствования личности становится в наши дни актуальной, и актуальность её продолжает набирать обороты. Тяжёлый ручной труд заменён машинным, возможности современной техники высвобождают наше время, и люди начинают задумываться о способах саморазвития личности. Стремление это усиливается в обществе с каждым днём и становится не просто необходимым условием для осознанной жизни, но и её смыслом.

Поиск путей саморазвития личности и следование им позволяют человеку не погружаться в депрессию от ощущения ненужности в этом мире и не заявлять о себе деструктивными способами, заглушая голос своей души суетой и гонкой за материальными ценностями, а прикладывать усилия и, изменяя себя, направлять в позитивное русло проявления окружающей реальности.

Саморазвитие и самосовершенствование личности — бесконечный, требующий постоянных усилий, терпения и времени процесс работы над собой. Все живые существа имеют стремление к саморазвитию и самосовершенствованию — осознанное или бессознательное, в зависимости от уровня эволюции, — но только в мире людей этот процесс обретает особую значимость. И именно в человеческом мире мы можем говорить об осознании необходимости роста над собой и способности прикладывать усилия в этом направлении.

Что такое саморазвитие и самосовершенствование

Это процесс расширения горизонта восприятия реальности. И он возможен только благодаря стремлению исполнять высшее человеческое предназначение и умению достойно справляться с постоянно возникающими препятствиями, а для этого границы зоны привычного комфорта приходится раздвигать путем выхода из них.

Что такое личность

Человеческая личность представляет собой совокупность результатов воспитания и образования, черт характера, способов реагирования, умений, навыков и т. д. В зависимости от характеристик этих комбинаций каждое воплощение формирует новую, неповторимую личность, которая перестаёт существовать после потери соответствующего ей тела. Таким образом, наша вечная живатма, существующая вне времени и пространства, имеет целую коллекцию собственных личностей, накопивших свой опыт самосовершенствования и деградации. Каждый раз, рождаясь, мы забываем предыдущий опыт, но практики саморазвития способны помочь нам перенести позитивные качества, наработанные в прошлом, в это воплощение, ускоряя нашу эволюцию.

Почему возникает стремление к саморазвитию (к расширению)

Все живые существа движутся по пути эволюции: прекрасный цветок, радующий глаз, делает это не из каких-либо соображений, а цветёт согласно своей дхарме (предписанным обязанностям); таким образом, дхарма является первым двигателем эволюции живых существ!

Вторым двигателем эволюции является карма (закон причины и следствия). У цветка тоже, как ни странно, есть своя карма: одному из них суждено прожить свою жизнь, радуя глаз, а другому — быть сорванным и растерзанным неразумным ещё ребенком…

Человеческая личность имеет великий дар и способность к осознанному ускорению своей эволюции, поэтому человеческое рождение чрезвычайно ценно. Предыдущие два двигателя эволюции находятся под контролем третьего, и это уже не механизм, а самосознание, сверхсознание, или Божественная воля! Именно она является основой справедливости и причиной бытия.

Благодаря рождению в человеческом теле личность имеет возможность выбирать способы и пути саморазвития. Но так как мы все имеем разный набор личностных характеристик, то и притягивают нас разные способы саморазвития. И действительно, каждому из нас необходим свой «заводной ключик», индивидуальная мотивация. В реальности человек говорит: «Йога — это моё!», или же: «Йога — это не моё». Все живые существа связаны с Высшим сознанием, и под его контролем или его милостью мы получаем именно тот путь саморазвития, который нам необходим на каждый момент времени. Можно этому сопротивляться и действовать от ума, но мировой опыт всех времен и народов говорит о важности следования зову своего сердца, слушания интуиции. И даже если будущие результаты от правильно выбранного действия, согласующегося с дхармой, кажутся нам печальными, когда-нибудь мы осознаем, что это именно то, что было необходимо для продвижения по пути эволюции.

Итак, стремление к саморазвитию обусловлено самой природой человеческой формы существования и является необходимым условием гармоничной жизни.

Так как мы живем в физическом мире, нам не уйти от его законов и проявлений качеств материальной природы, которые в йоге называются гунами. Существуют три гуны, и понимание их характеристик позволяет человеку двигаться по пути саморазвития осознанно и избегать многих ошибок, подобно кораблю, движущемуся по обозначенному фарватеру, не разбиваясь о скалы.

Саморазвитие на физическом уровне в трех гунах

1. Гуна тамаса (невежества)

Энергия невежества лишает нас осознанности, поэтому стремление к саморазвитию в ней приносит большие страдания.

В современном обществе можно встретить такие разрушающие формы поведения, как чревоугодие, наркомания, отрицание самого существования Высшего Сознания и, как следствие, попытки переделать мир для собственного удобства, не считаясь с интересами остальных живых существ. С полной уверенностью можно сказать, что такие люди разрушают себя, но почему с ними это происходит? Просто они отчаянно ищут Бога! Это стремление к высшей любви в тамасе приобретает такие уродливые искажения. Стремление к высшему блаженству заставляет одних искать его в пище, других — в опьянении. А что такое атеизм? Это жажда чуда!

Из вышесказанного следует, что саморазрушение не всегда является антонимом саморазвития. Гуна тамаса, или гуна невежества, используя человеческое стремление к высшему, способна заставить нас не только остановиться на пути саморазвития, но и деградировать.

2. Гуна раджаса (страсти)

На этом уровне люди способны к различным действиям и даже аскезам (добровольным самоограничениям) ради улучшения внешнего вида и здоровья. От посещений салонов красоты до использования практик йоги (асан, шаткарм…). Стремление хорошо выглядеть и быть здоровым ради здоровья происходит из эгоцентризма, стремления по максимуму удовлетворять собственные страсти.

3. Гуна саттвы (благости)

Предполагает поддержание здоровья и совершенствование физического тела как инструмента для эволюции в этом мире! Физическое тело необходимо для взаимодействия с внешним миром и внутренних духовных практик.

От качества инструмента зависит результат. В данном случае — результат не только нашего воплощения на Земле, но и дальнейшего бытия.

Саморазвитие на психическом уровне в трех гунах

Школьная зубрежка как нельзя лучше подходит в качестве примера саморазвития в гуне тамаса. Человек бездумно, как робот, загружает в себя программу, которая ему, возможно, не только не пригодится, но и принесёт вред, сформировав в уме шаблоны поведения, искажающие его реальность.

На этом уровне саморазвитие и самосовершенствование часто связывают со способностью побеждать в интеллектуальных спорах, играх, со стремлением таким образом доказать окружающим значимость собственной личности и с получением удовольствия от возвышения над остальными.

Саморазвитие становится подготовкой к духовной практике. Идёт работа над улучшением качеств личности. Проработка обид, тренировка способности ума к концентрации, но самым главным здесь является осознание необходимости разворота своего сознания от эгоизма к альтруизму. Наверное, это самое сложная задача для современной личности, воспитанной в условиях поощрения эгоизма и высмеивания альтруизма («Что, я тебе мать Тереза?»), но без этого аспекта путь самосовершенствования не приведёт нас в Божественное царство, а наградит демоническими качествами, приносящими страдания этому миру, а значит и самому себе!

Саморазвитие на духовном уровне в трех гунах

Фанатизм, нетерпимость. Когда человек впервые сталкивается с концепцией саморазвития, которая отзывается в душе радостью и восторгом, он становится буквально одержимым этими идеями и не приемлет ничего иного. Он начинает воевать с теми, кто этих идей не поддерживает, и агрессивно отстаивает свои убеждения, навязывая их окружающим. Если человек застревает на стадии фанатизма, эволюция приостанавливается в связи с неспособностью ума анализировать и принимать новые знания.

Соревновательность на духовном пути проявляется в гуне раджаса. Больше учеников, сиддх (сверхспособностей). В качестве примера можно привести мотивацию к просветлению ведического мудреца Вишвамитру, рожденного кшатрием (воином). Движимый собственными амбициями, он решил превзойти мудреца Васиштху и получить еще больше могущества и сиддх.

Сознание полностью устремлено к Высшему Сознанию, ему посвящены все действия, ум сосредоточен на высшей цели! При этом личность постепенно перестаёт быть источником питания лярв, эгрегоров и т. д., а становится божественным инструментом, растворяющим искажения реальности в этом мире.

На этом уровне человек доброжелателен ко всем живым существам, и главным в его жизни является достижение ВЫСШЕГО СОЗНАНИЯ или помощь в этом всем живым существам. К этой цели сводятся его мысли, речь и действия.

Так как качество нашей энергии постоянно меняется, меняется и наше видение реальности, поэтому ум время от времени впадает в различные омрачения и возникают погрешности на пути. В зависимости от частоты вибраций нашей энергии, мы склонны выбирать пути своего развития в трех гунах.

Читайте также:  Что делать когда между супругами пропала любовь но остались дети

Пути саморазвития с позиции гун

1. Тамасичный путь саморазвития

Зависимости на уровне тела, бездумное принятие и исполнение программ поведения, религиозный фанатизм. Страшная картина. Множество страданий миру предрекает такое описание личности. Когда личность вязнет в таком болоте тамаса, включаются защитные механизмы, тормозящие её деятельность и взаимодействие с миром. Неудачи и болезни начинают ограничивать человека, давая возможность остановиться и вернуться на правильный путь.

2. Раджасичный путь развития

Выглядеть лучше других, думать быстрее других, быть успешнее других. Проявления раджаса в нашем поведении, подстегиваемые эго, ведут к нестабильности энергий и способности жертвовать другими ради собственного комфорта. Нестабильность раджаса может столкнуть человека в болото невежества или же подтолкнуть к новым осознаниям и взлёту в поток благости. Саморазвитие в гуне страсти также приносит миру много страданий.

3. Саттвичный путь развития

Индивидуальное сознание человека направлено к высшему сознанию. Это проявлено на всех уровнях, во всех действиях и мыслях. Следование яме и нияме (нравственным законам) позволяет привнести в мир божественные энергии.

Программы саморазвития

Пользуясь знанием о гунах, благоразумно составлять программу саморазвития на трех уровнях — физическом, энергетическом и духовном!

  1. Физический уровень. Можно включать практику обливания холодной водой, использовать шаткармы (очистительные техники), занятия хатха-йогой и, конечно же, отстройку питания.
  2. Энергетический уровень. Подойдут также техники медитации, пение мантр, пранаямы, мудры, хождение по углям…
  3. Духовный уровень. Необходимо изучение ямы и ниямы (морально-нравственных принципов), писаний, использование практики медитации, поиск духовного наставника, учителя.

Все разделения на уровни необходимы лишь нашему уму для осознания предмета изучения; на самом деле все эти уровни являются условными и неразделимо взаимосвязанными. К примеру, пение мантр оздоравливает тело, гармонизирует энергию и позволяет двигаться дальше по духовному пути. Также можно связать все остальные техники и методы самосовершенствования.

Прежде чем выбирать или составлять программу по самосовершенствованию, необходимо понимать, для чего это нужно? Какую цель вы преследуете? Помните: чем выше цель, чем больше блага принесёт её достижение в эту реальность, тем больше энергии от вселенной вы получите.

Из вышесказанного следует, что способы и пути саморазвития каждому приходится выбирать (и нести ответственность за сделанный выбор) самостоятельно в зависимости от своих возможностей, преобладающих энергий, твёрдости воли, «взаимоотношений» с Высшим Сознанием, одним словом, кармы. Но это вовсе не означает, что мы должны плыть по течению и ждать, когда же найдётся наш путь и будет дана лучшая программа самосовершенствования. У человека есть способность ускорять события и кармические проявления. Да, мы находимся под влиянием трех гун, но это не только пресс невежества, но и деятельность раджаса и благость саттвы! Поэтому, выбирая и составляя программы саморазвития и самосовершенствования, руководствуйтесь пониманием качеств гун и берите на вооружение практики йоги, которыми мы можем влиять на нашу энергию, осознанно изменяя частоту её вибраций.

Шаткармами (техниками очищения) и асанами (положениями тела), пранаямами и медитацией мы можем действовать через тело, меняя работу своего сознания. При этом не только совершенствуется тело и ум, открывая доступ к более глубоким практикам и возможностям, но и на окружающих оказывается положительное влияние, постепенно избавляющее живых существ от самой причины страданий…

Психология и/или йога

Древняя индийская практика давно и прочно вошла в число модных увлечений, из-за чего нередко попадает в единый смысловой ряд с диетами, бассейнами, кошкотерапией и психологами. Отсюда дежурный вопрос: так что же «лучше помогает»? Складывается впечатление, что йогой не занимается только ленивый. Все, все, все – от Дэвида Духовны и Кейт Мосс до президента Дмитрия Медведева и доброго десятка девчонок из соседнего двора – с упоением рассказывают о том, как они просветляются, оздоравливаются и обогащаются, посвящая редкие часы досуга мантрам и асанам. А кто признается, что жить не может без любимого психотерапевта? Как говорится, почувствуйте разницу.

О МОДЕ И ПРОСВЕТЛЕННЫХ СОБАЧКАХ

Вообще-то йога пришла к европейцам довольно поздно: одним из первых интерес к ней проявил Артур Шопенгауэр, который водрузил на письменный стол статуэтку Будды, назвал пуделя Атманом и решил изучать Упанишады. Но если разбираться в том, как именно счастье несет в себе природу страдания, были готовы лишь ученые умы, то приобщиться к «сверхъестественной» оздоровительной системе пожелали многие. После того как Свами Вивекананда выступил в 1893 году на Всемирном парламенте религий в Чикаго, школы йоги стали множиться со скоростью света и не потеряли своей популярности по сей день. Да что там не потеряли! Гонимая и непризнанная в СССР, на постсоветском пространстве йога трансформировалась в индустрию, в рамках которой всякий уважающий себя фитнес-клуб (и танцевальная школа тоже) почитает за правило включить в расписание соответствующий класс, а любое турагентство – йога-туры. Бывают и вовсе курьезные истории. Так, например, пять лет назад техасский фотограф Дэн Боррис сделал первую работу для серии «Йога-собаки». Терьер, раскорячившийся в асане, имел у публики столь очевидный успех, что сегодня альбомы и календари с изображениями йога-котят и йога-щенков расходятся сумасшедшими тиражами. Почему? Да потому, что многие искренне верят: с помощью эзотерической практики даже животное способно достичь самадхи (высшей степени развития души, к которой стремится каждый йог; дойти до нее означает, что нечто божественное слышит йога и мироздание показывает ему и его самого как частичку божества, сотворившего весь этот мир, и сам мир в его многообразии и красоте).

«Йога – путь духовного совершенства и единения духа и тела, – напоминает научный сотрудник кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Елена Федорович, – и с этой точки зрения собаки никак не могут заниматься йогой, да и “разум успокаивать” тоже. Они просто проводят время со своими хозяевами, а умея адаптироваться к разным условиям совместного досуга, преуспевают и тут. В целом это коммерческий развод и благоглупость».

ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

Искать их можно до бесконечности, до бесконечности же увязая в деталях. Но первое, что бросается в глаза, – и йога, и психология – области знаний, требующие глубокого детального изучения. Но, как это бывает с дисциплинами, точкой приложения которых является человек, трактовки, домыслы (в этом формате неизбежные) довольно скоро обрастают мифологией. И если самое распространенное заблуждение, касающееся психотерапии, гласит, что «к психологу ходят психи», то миф о йоге звучит примерно так: если уж заниматься, то с целью достичь духовного роста. Ну а поскольку в индуизме, буддизме и прочих родственных религиях наша жизнь на земле – промежуточный этап, то задача практикующих йогу – просветлиться настолько, чтобы получить возможность больше в земную ссылку не отправляться.

По мнению одного из самых авторитетных на сегодня учителей Беллура Кришнамачара Сундарараджи Айенгара, определение йоги как «пути слияния индивидуальной души с абсолютом» слишком трудно для понимания современного человека, а потому он предпочитает формулировку «пути единения тела с умом, а ума с душой». И конечной целью здесь будет не просветление, а душевная гармония. Как и в психотерапии.

«Не нужно делать различий, говоря, что вы занимаетесь правильной йогой, а кто-то другой неправильной, – пишет Айенгар в своей знаменитой работе “Древо йоги”. – Йога едина, как един мир и люди, в нем живущие. Вы считаете себя русским или американцем только потому, что родились в России или в Америке, я индиец, потому что родился в Индии, но между нами как между человеческими существами нет различий. Так и с йогой – одни выбирают путь для самореализации, другие для здоровья».

Подобно тому как в психологии не существует запрета на те или иные эмоции, йогины развенчивают миф, что практикующие непременно должны быть благостными и невозмутимыми.

«Согласно древней традиции, общество разделялось на четыре касты: брамины (священнослужители), кшатрии (воины), вайшьи (торговцы) и шудры (слуги). Эти касты существуют в нашем подсознании, воплощая четыре состояния ума, – читаем у Айенгара. – Чтобы чему-то научиться, новичок должен работать в поте лица – это качество шудры. Когда человек немного набирается опыта, он нередко начинает обращать всех в свою веру, – это качество торговца. Становясь еще более опытным, он вступает в конкуренцию (качество кшатрия), когда же он познает суть предмета, он извлекает из своих занятий духовное удовольствие (прерогатива брамина)».

Психологи рассматривают человека в его целостности. Гештальттерапевты – в единстве эмоций, мышления и поведения, находящихся во взаимодействии с окружающим миром. Телесно-ориентированные терапевты полагают, что глубинные психические травмы эффективнее лечить, воздействуя на телесные процессы. С точки зрения йоги, умственных страданий в чистом виде не бывает: ум – это телесное в его наитончайшем проявлении, тело – это манифестация ума. Влечение, отвращение, страх – это психонейробиохимические переживания. А потому йога – прежде всего практика, метод изучения самого себя, который совершенствует тело, успокаивает ум и приводит к покою души, а душевная гармония, по йогической традиции, и есть суть нашего существа.

СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ

Может ли йога дополнить психологию? А психология – йогу? Или, если заниаешься йогой, психология уже и ни к чему?

Цели этих областей знаний во многом схожи: понять, почему человек поступает так, а не иначе, и сделать так, чтобы его психика развивалась гармонично и по возможности без заскоков. Но йога – это больше чем система оздоровления и больше чем наука. Это способ обрести мировоззрение, и никак не меньше. Как раз та самая ступенька, которой не хватает психологии, чтобы столь же прочно завладеть умами своих адептов. Вот потому-то интерес психологов к йоге носит не только умозрительный характер.

По мнению гештальттерапевта и практика йоги Льва Черняева, корни популярности индийской практики в современном обществе лучше искать в ее индивидуалистичности: «В отличие от многих направлений психологии, например коучинга и бихевиористики, йога не ставит никаких задач и не имеет маркеров успеха. Йогой можно заниматься в свое удовольствие, достаточно коврика и самого себя. Физические упражнения, дыхание и медитация – все это очень личный проект, в котором нет и не может быть доминант. В одном из первых классических текстов “Йога-сутры” Патанджали говорится: “Йога есть удержание материи мысли от возмущения”. Это значит, что вы учитесь владеть своими эмоциями, не зацикливаетесь на негативных мыслях и переживаниях. Вы учитесь не думать о белой обезьяне… Как раз то, что нужно в нашей полной беспокойства и стрессов жизни».

Йога очень психологична. Леность, сомнения, апатия, ложное восприятие, неуспех в сосредоточении, скорбь – эти переживания в древних текстах называются «неправильными знаниями», тем, что мешает йогинам достигать своего. Зато «правильные знания» – это дружба, милосердие, спокойствие, радость.

«Йога закладывает другой способ мышления, позволяющий увидеть себя со стороны: в контакте с людьми, наедине с собой, в воодушевлении и в расстроенных чувствах, – продолжает Лев Черняев. – Она дает своего рода метапозицию по отношению к происходящему».

Несмотря на некоторую разницу в методологии и философии, йога и психология имеют одну и ту же точку приложения – человека. Точнее – его душу (или пусть будет психика – этимология слова все равно та же самая). По большому счету, совершенно неважно, какой путь выбрать для себя – лишь бы он вел к вершинам, а не на дно, и приносил счастье и покой, а не смятение и горе.

А раз оба пути имеют полное право на существование, вопрос лишь в том, какую из дисциплин и какой стиль занятий читатель считает более близкими для себя по духу: ашрам в Индии с восточным колоритом или кабинет психотерапевта с привычной западной сдержанностью. Основное замечание – нужно иметь четкое представление о том, чего же вы в итоге хотите добиться. И, кроме того, никто не отменял здравого смысла: фанатизм и чрезмерное рвение одинаково плохи, какой бы точка приложения у них ни была.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Римма Умярова,
смехотерапевт

СМЕХО-ХО-ТЕРАПИЯ

В 1995 году в Индии появилась йога смеха. Официально Россию с этим направлением познакомил в 2008 году Себастьян Джендри, который провел сертификационную программу в Москве. К большому сожалению, на сегодняшний день в нашей стране это направление не получило такого широкого распространения, как во всем мире.

Йога смеха – это одно из направлений современной смехотерапии. От йоги она достаточно далека, здесь вы не найдете асан и медитации. В йогу смеха входят дыхательная гимнастика, телесные и игровые упражнения (например, ученики выполняют ряд движений, произнося при этом «хо-хо» и «ха-ха»). Это все служит задаче подготовки организма к естественному смеху. Мы смеемся не над шутками и анекдотами без повода, потому что смех в группе заразителен.

Во время естественного смеха мозг работает в альфа-ритме. Примечательно, что это ритм вхождения в медитацию. В отличие от бета-ритма – ритма борьбы и бегства, создающих стресс, в котором живет современный городской житель. Как известно, при смехе выделяются бета-эндорфины – «гормоны радости», улучшающие работу иммунной и сердечно-сосудистой систем, снижается уровень гормонов стресса, происходит релаксация. Включается естественная саморегуляция, наступает восстановление после напряжений и перегрузок. Однако стоит помнить о том, что есть некоторые противопоказания к занятиям йогой смеха. Это опущение органов, состояния после операций, недавно перенесенный инфаркт, тяжелые заболевания глаз.

АСАНЫ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ

ШАВАСАНА. Достижения в этой асане приравниваются к достижениям в целом от практических занятий хатха-йогой. Цель шавасаны – отдых и полное расслабление.

ПОЛОЖЕНИЕ – ЛЕЖА НА СПИНЕ. Руки вытянуты вдоль тела, но тела не касаются. Ноги вытянуты и немного разведены в стороны. Глаза закрыты. Расслабьте все мышцы тела, начиная с мышц рук, затем ног, ягодицы, поясницы, живота, спины, груди и мышцы плечевого пояса. Затем расслабьте мышцы шеи, лица и язык. И последними расслабьте глаза. При выходе из шавасаны сделайте глубокий вдох и потянитесь, напрягая все мышцы в том же порядке.

ПАДМАСАНА, ИЛИ ПРЕСТОЛ ЛОТОСА. Одна из основных поз медитации в йоге. Является базовой основой для любых комплексов.

ПОЛОЖЕНИЕ – СИДЯ. Одна нога находится на вершине противоположного бедра, пятка близко к животу. Другая нога помещается на противоположном бедре симметрично.

КОЛЕНИ КАСАЮТСЯ ЗЕМЛИ. Туловище находится в равновесии, с прямым позвоночником. Туловище расположено по центру, над бедрами. Язык опирается на небо. Руки могут лежать на коленях с применением мудры. Руки расслаблены, слегка согнуты в локтях. Положение должно быть естественным и комфортным, без каких-либо резких болей.

Психолог Сергей Ключников

Консультация психолога, психологическая помощь,

коучинг и тренинги в Москве, саморазвитие.

+7 (916) 525-6405,
+7 (499) 267-7309
Skype: kluchnikov07

Йога. Взгляд психолога. Чем полезна йога современному человеку

Йога – это понятие имеющее отношение к сфере духа. Йога зародилась в Индии, где люди очень пристально изучали свой собственный мир.. Какое отношение йога имеет к психологии? Казалось бы, никакого, но на самом деле, в индийской философии и в том числе в таком понятии как йога, психологическому строению человека придается огромное значение.

Чем йога может быть полезна в работе психолога и простому человеку?

Во-первых, тем, что она обучает нас управлять собой на разных уровнях – от телесного до духовного. Йога, например, блестяще обучает человека релаксации, помогает снимать мышечные зажимы, глубоко расслабляться, поскольку управление телом, и способность отключать в состоянии медитации телесные ощущения позволяет человеку включать более тонкие рецепторы сознания и лучше осваивать свой внутренний мир.

Читайте также:  Черная магия и руны: их значение и применениев колдовстве

Во-вторых, осваивая йогу, мы с помощью расслабления включаем внутренние ресурсы организма. Йога делает психику более управляемой, а сознание более сильным, способным управлять. Именно в измененном состоянии сознания человек легко может внушить себе любую идею, вызвать из подсознания любой образ, позитивно влияющий на организм. Это очень благотворно влияет на внутреннее и внешнее состояние организма в целом. Йога пробуждает внутренние глубинные силы организма , его необъятные тонкие силы и скрытые ресурсы. Она способствует омолаживанию, активизации психики, настройке человека на творческую работу. Все это дает человеку возможность входить в так называемое состояние Поток или вдохновения. В этом состоянии человеку легче, не жели в обычном состоянии черпать силы для личностного развития, преодоления жизненных трудностей. Я например, советую многим своим клиентам заниматься йогой, что помогает им снимать стрессы, восстанавливать потери жизненной энергии, что нередко происходит с жителями городов.

Безусловно, речь не идет о том, чтобы уйти в ашрам, оторваться от мира, стать неким адептом религиозного толка. Человек, практикующий йогу для здоровья, восстановления жизненных сил, тренировки психики может быть вполне адекватным, современным человеком, но при этом он получает навык саморегуляции, управления собой, некий инструмент, позволяющей управлять собственной психикой, плохо управляемой в наше время. Современная жизнь очень растормаживает в человеке низшие инстинкты, включает деструктивные программы и человек не может сам справиться с давлением цивилизации. Если он займется йогой, то энергетика существенно вырастет, силы организма и психики увеличатся, благодаря чему он сможет легко справляться с любыми негативными воздействиями. Помимо релаксации, включается работа с собственным дыханием, человек, который правильно дышит, лучше себя чувствует, он менее подвержен давлению различных негативных психологических программ и влиянию психологических комплексов. Многие мышечные зажимы, которые держали на телесном уровне те или иные психологические блоки, они снимаются, а соответственно снимается и сама проблема.

Современный человек страдает снижением концентрации, дефицитом способности быть внимательным. Ему не хватает сил, чтобы сосредоточиться даже на самом важном деле, на том, что ему крайне необходимо, на том, что связано с его работой, выживанием, заботой о близких. Внимание человека сегодняшнего дня рассеянное и поверхностное, современная жизнь тяжела, идет огромное давление, одновременно множество стимулов, факторов, сигналов воздействуют на его сознание. Человек отвлекается на виртуальную реальность, которой раньше не было, а сейчас появилась. Эта виртуальная реальность требует много времени и вместе с преимуществами глобальная сеть принесла массу негативных моментов. Например, выяснилось, что человек длительное время проводящий за компьютером, постепенно становится невменяемым, неадекватным в современной жизни. Его нервная системаистощается, что проявляется в беспричинных всплесках негативных эмоций, появлении внутренних необъяснимых тревожных переживаний. Йога помогает регулировать и восстанавливать утраченный психологический баланс.

Многие психологи, те, кто занимаются стрессом, саморегуляцией, позитивными состояниями используют потенциал данный йогой. Это различного рода ментальные программы, связанные с работой над образом. В разных видах йоги существуют практики по концентрации на тех или иных символах, образах, предметах. Применяется также и запечатление их в сознании и мысленное вызывание, визуализация этих образов. Таким образом происходит вхождение человека в измененное состояние сознания с последующим решением духовно-психологических проблем с помощью такой визуализации. Современный человек может использовать эти образы, не становясь адептом какого- то восточного учения. Он может также с помощью визуализации программировать себя на те или иные действия и достижения, решить сложную проблему, вводить себя в позитивные состояния.

Подобная практика дисциплинирует психику и делает позитивные состояния более крепкими и устойчивыми. Использование потенциала йогических учений делает человека на порядок сильнее во всех смыслах.

Йога без эзотерики: тренд десятилетия

Что такое йога изначально?

Начнем с того, что изначально йога не была религиозной практикой. Подняв оригинальную литературу по йоге — прежде всего, Упанишады — мы с удивлением можем обнаружить, с одной стороны, широкое употребление «религиозной» лексики (в том числе упоминание богов индуизма и описание ритуалов поклонения им), а с другой — подчеркнутое пренебрежение, если не презрение, к брахманическим ритуалам и вообще религиозности. Это, понятно, не делает древних йогов атеистами — атеистов в Индии как не было, так почти и нет. Но очевидно, что как известная нам йога создавалась так же, как насквозь пропитанные духом независимости США исторически — людьми, которые стремились выйти за кастовость и в известном смысле были «против системы».

Йогу продвигали (и продвигают) люди, не очень-то уверенные, что религиозными ритуалами брахманической (арийской) культуры можно достичь чего-то бы то ни было стоящего — с точки зрения йогов, которые планку ставят высоко. В Упанишадах и вообще во всей литературе Веданты явно прослеживается мысль: ритуалы могут утолить лишь жажду богатства, наслаждений и долгой жизни, но не жажду самопознания и слияния с Божественным. Йоги отказываются от благ, которые могут дать ритуалы, т.к. именно Просветления они не обеспечивают.

Эзотерика и Нью-Эйдж

В 60-е годы в США появилось такое движение, как Нью-Эйдж. Это были, по большей части хиппи, которые искали средства «расширения сознания» и как хорошо провести время в компании особей противоположного пола. Одним из методов достижения сразу обеих целей стала йога — подсмотренная хиппи в Индии и кое-как перенесенная на Запад. Хиппи практиковали йогу так, как запомнили, по опыту житья в индийских ашрамах: в начале занятия поем ОМ, потом практикуем асаны, немножко пранаямим, а в конце благодарим Шиву и Патанджали за переданные знания, ну и опять поем ОМ. Такой подход в наши дни называются «эзотерической» йогой, т.к включает (по крайней мере, так кажется) элементы культов индуизма.

Йога сегодня

С ведической поры прошло много лет. В таком виде, в каком она пришла на Запад, йога превратилась в более приземленную практику. И правда: йога-зал с кучей пропсов, пятнадцать человек в обтягивающих трико потеют на ультрасовременных ковриках; инструктор ходит, поправляет. Ни Ома, ни Шивы, вообще никакой такой «эзотерики». Еще один шаг вперед, йога пост-Нью-эйдж? Кажется, что йога эволюционирует.

Но фактически, йога не эволюционирует, и даже не деволюционирует (хотя так утверждают скептики). Йога — это эффективная система целостного саморазвития (в том числе и физического), которая достигла полного расцвета еще в древние времена. Система законченная и совершенная. Она раз и навсегда — как курс космического зонда в глубокий космос — была задана авторитетными трактатами (Ведами, Упанишадами, Тантрами, Араньяками и др.), которые описывают как философию (цели), так и конкретные техники, упражнения (средства). Эти трактаты были написаны выдающимися, святыми мудрецами — людьми, равных которым в нашу эпоху уже не наблюдается, поэтому в наши дни нет ни одного мастера йоги, который мог бы оспорить авторитет древних текстов, и «сказать свое слово». Однако тем хиппи, которые «принесли йогу на Запад», мало было дело до трактатов, их больше интересовало делать что-то здесь и сейчас. Мы обязаны им тем, что мы знаем про йогу!

В итоге, аутентичных данных по йоге на Западе сейчас мало, они зачастую однобоки (секты!) или фрагментарны (физкультурная йога): редкий западный инструктор берет на себя труд серьезно ознакомиться с классическими индийскими текстами, которые считаются азбукой, буквально основой знаний по йоге. Поэтому занятия с разными преподавателями оставляют разное впечатление — и кажется, что это разные стили, или даже «разные йоги». Но можно не сомневаться: настоящая Йога — одна, ее постулаты и техники вкратце суммированы и записаны мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах» (этот трактат датируется временем ранее IV века н.э.)

Точка зрения сторонников «йоги без эзотерики»:

  • Йога и религия — разные вещи. Можно быть христианином или атеистом, и заниматься йогой как физкультурой — для здоровья и красоты;
  • Чтобы заниматься йогой, не надо петь мантры, раскрывать третий глаз и Анахату, и вообще заниматься подобной «ерундой»;
  • Преподавание йоги требует доскольнального знания человеческого тела, желательно — наличия официального спортивного и медицинского высшего образования;
  • Основная работа в практике йоги — развитие мускулатуры, вытяжение связочно-сухожильной системы, общее оздоровление организма, а также йогатерапия различных заболеваний;;
  • Цель йоги — избавление от болезней и достижение максимального здоровья и хорошей физической пользы, активного долголетия.

Постулаты сторонников «эзотерической йоги»:

  • Нельзя считаться настоящим йогом, если не принял йогическую философию, которая коротко сформулирована законом кармы и реинкарнации, и кодексами Ямы и Ниямы;
  • Для полноценной практики йоги необходимо использование мантр, янтр, медитаций, визуализаций, и работы с не признанными официальной наукой феноменами;;
  • Преподавание йоги требует целостного знания йогической философии и технологии практик, изученных под руководством сведущего специалиста, уже достигшего в йоге успеха (Гуру);
  • Основная работа в йоге — чистить и пробуждать чакры и вспомогательные психические центры (Брумадья, Бинду), что делается асанами и мантрами, очищать тонкие каналы (Ида, Пингала и Сушумна), что делается пранаямой, и в итоге установить полный контроль над телом, эмоциями и умом (что делается мантрами и медитацией);
  • Цель йоги — пробудить скрытый резерв энергии Кундалини и достигнуть Самадхи (состояния тотального отсутствия ума, как потока мыслей и образов, воспоминаний и надежд, страхов и идентификаций).
  • Йог не поедает плоти убитых живых существ, то есть должен стать (как минимум ово-лакто-) вегетарианцем, как указывается в сводах правил Яма и Нияма.

Очевидно, что у обоих подходов есть плюсы и минусы:

  • Практикуя «йогу без эзотерики», гарантированно удастся в короткий срок поправить здоровье и укрепить тело. Однако дальше физкультуры дело, вероятно, не пойдет.
  • Практикуя «пурна-йогу», придется ехать в Индию искать Гуру, что долго (в отпуск 21 день можно не уложиться), дорого и хлопотно, тем более что нет гарантии, что когда найдешь достойного Гуру, он возьмет тебя ученики — может, наоборот, пинками прогонит? (Так, говорят, было с одним известным московским йога-деятелем).
  • Преподаватели «йоги без эзотерики» досконально знают, как именно практиковать ту или иную асану. Зато совсем не знают, зачем — либо имеют об этом смутное представление. Преподаватели «пурна-йоги» зачастую напускают мистичекого тумана, и за пением мантр не дают своим ученикам достаточно техники выполнения упражнений, что может приводить к трамвам и психологической зависимости от преподавателя (синдром «он — мой Гуру, он проследит, чтобы я просветлела»).
  • Преподаватели и практикующие «йогу без эзотерики» живут долго и питаются правильно, работают по 12 часов в день, у них трезвый взгляд на жизнь, умеренные политические убеждения и стабильный доход;
  • Преподаватели «эзотерической йоги» то и дело уезжают куда-то в Гималаи, оставляя свою группу у разбитого корыта, это люди без дачи-квартиры-машины и твердых социальных основ;
  • Из практикующих «йогу без эзотерики» пока никто не пробудил Кундалини, и духовно не «Просветлел». Но им этого и не надо;
  • Из практикующих «эзотерическую йогу» никто не стал чемпионом мира по скоростной синхронной йоге. Но им тоже этого не надо;
  • Адепты обоих направлений искренне ненавидят и презирают друг друга, за исключением тех, кто стал чемпионом мира по акробатической йоге, а потом поднял Кундалини и просветлел — им уже вообще ничего не надо.
  • Мясо, рыба, яйца и тем более морепродукты полезны для здоровья, они питают организм, который подвергается интенсивным тренировкам (в частности, идет износ суставов). Однако на высоких ступенях пранаямы и медитации любая убойная пища оказывается тяжким грузом, и напрочь закрывает саму возможность прогресса в тренировке. То есть фактически вегетарианцем серьезному йогу все-таки придется стать — где-то, условно, в середине пути. Мастера могут есть что хотят, им это уже не важно.

Срединный путь

Безусловно, есть «золотой» срединный путь! Желающие следовать ему хорошенько осваивают технку выполнения всевозможных асан, чтут Сатьянанду и Айенгара, Йоги Бхаджана и Бойко, и других ушедших и современных преподавателей. Иногда, по вечерам, изучают «Гиту» и настраиваются, трехкратно исполняя зычный «ОМ» в начале и в конце практики. Они из гуманизма (чтобы не нарушать главную Яму — «Ахимсу», ненасилие) стали вегетарианцами, но иногда могут поужинать с друзьями и пропустить стаканчик.

Преподаватели, дозированно включающие эзотерику в занятие, иногда даже пользуются большим успехом: чего стоит хотя бы школа «Дживамукти йога» (Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф, ныне живые и здоровые) в США! Практикующие же отмечают, что — с одной стороны, тело радуется достаточным нагрузкам, и здоровье улучшается с каждым годом, — а с другой, удалось разгрести завалы своей негативной кармы с помощью всестороннего очищения ума и подсознания.

Как вы уже заметили, уважаемые читатели, одного мнения по данному вопросу быть не может — у каждого свое, и каждому — свое. Мы будем услышать ваше мнение в комментариях к материалу! А также, уверены, вам будет любопытно услышать мнения наших любимых преподавателей, известных и не очень.

Хануман.ру: Как вы относитесь к такому сегодняшнему тренду, как «йога без эзотерики»?

Илья Журавлев, преподаватель йоги, один из основателей и ведущий преподаватель московского центра «Йога 108», а также главный редактор журнала Wild Yogi: Отношусь спокойно. Фитнесс это лучше чем алкоголь и телевизор, а у кого интеллект выше среднего, от фитнес-йоги рано или поздно перейдет к более глубокому изучению школ йоги, близких к традиции. Просто интересно будет, откуда все эти упражнения пошли. В современном мире достаточно информации, чтобы отличить фитнес-йогу от «пурна йоги» (включающей духовные аспекты). Кому надо, разберется. Кто духовно не дорос — может вследующей жизни:-)

Денис Заенчковский, преподаватель йоги, основатель Аштанга-йога центра: Проблема в том, что такие современные тренды создаются для коммерческих продвижений — и их задача контроль над «клиентской базой » и как только человек выходит из их поля влияния он становится потерянным для их бизнесса. Потому что йога, это не о физике . а о том что находится за ее пределам.” эзотерика ” может включать в себя те йога практики и аспекты йоги, к которым основная масса людей просто не готова. А физика лишь инструмент для чего то еще. К такой постановке вопроса не готовы и сами хозяева «брендов и трендов». ИМХО — задача для людей продвигающих тему йоги создать полную картину темы связанную с разными аспектами учения вместо создания новых социальных стереотипов.

Рауф Асадов, преподаватель йоги, автор проекта «Йога в парках» от Organic people: Для меня как инструктора важно сначала дать пришедшим на занятия понимание и чувствование собственного тела. Большинство людей сегодня, увы, даже не знают, как корректно просто стоять и держать осанку, дышать, выполнять элементарные асаны, а чтобы эти базовые моменты закрепились в умах и в теле студентов, необходимо время и вмешивать в это еще эзотерику не уместно, на мой взгляд. Но да, когда человек занимается уже какое-то продолжительное время и освоил азы, бесспорно, он может углубляться дальше, глубже, если чувствует, что готов. Хочет попробовать эзотерики? Ок, пусть пробует и если поймёт, что это как-то помогает в практике, развивает его, то почему нет? Но пока я не встречал подтверждение этого факта.

Евгений Титов, преподаватель Кундалини-йоги: В данном вопросе важно понять слово «эзотерика». Что это значит? Приставка «эзо» — означает «направленный во внутрь», что противоположно приставке «экзо» — «направленный во вне». Тогда бы я отошел в этом вопросе от слова «эзотерика», которое может нести в себе много разных смыслов. Если же смотреть на вопрос как «йога без внутренней работы», то с такой йогой я никогда не встречался. Что касается практики Кундалини-йоги, то в каждом упражнении есть предписания, какую внутреннюю работу нужно выполнять: будь то фокус внимания, его удержание, визуализация, или медитация. Такая внутренняя работа развивает осознание себя. Со временем эта способности позволяют ясно видеть то, как работает ум и психика. Понимать то, как следует поменять образ мысли, жизни, питания. Как жить гармонично и осознанно. Что касается практики совсем без внутренней работы — это что-то сродни тому, когда тренируешься в спортзале и смотришь на мониторе клипы. Надеюсь, такой йоги пока не придумали.

Читайте также:  Смерть трехмесячного малыша: нужно ли ограждать могилу

Илья Трубачев (Даршан), преподаватель йоги и тантры (сайт www.medite.ru): Возможна ли йога без духовного «подгруза»? Этот вопрос наверняка задают себе многие. Будет ли это йогой, или это будет просто система физических упражнений? Все правы, в конечном счете. Если смотреть на это с точки зрения эзотерики, философии и самой йоги, то, конечно, это невозможно. Если к этому относится как к современному подходу, к социальному индивидууму, то это нормально. Есть люди, которые не приемлют дополнительных эзотерических и духовных подгрузов, им не понятно, что где-то там есть что-то кроме них самих и их представлений о материальном мире. Это нормально. Есть те, кому необходима вера и понимание того, что йога выходит за рамки просто физических упражнений и дает расширенное понимание происходящего с ними, а также понимание того, куда и зачем они идут. И это тоже нормально. Важно понимать, что если вы занимаетесь йогой серьезно, то рано или поздно, в любом случае, вы накопите достаточно энергетического потенциала, чтобы перейти на новый уровень осознания процессов. Если человек готов, то все остальное — в виде медитаций и эзотерики — придет, так как без этого будет уже невозможно заниматься дальше. Вернее, даже не невозможно, а не интересно. Вы как бы будете топтаться на месте. Вы не будете чувствовать движения вперед, и вам будет необходима медитация. Может быть, поэтому она стоит седьмым пунктом в йога сутрах, а не первым. На мой взгляд, на начальных этапах нет необходимости в эзотерике. Первые три кирпичика Аштанга йоги дают достаточно целостный подход к начальному этапу занятий. Ну а дальше, по мере углубления в практику, выбор будет всегда оставаться за вами. Идти дальше и узнать: глубока ли кроличья нора — или остаться у входа и просто оставаться здесь и сейчас.

Мария Выборнова (Лакшми) — практик и преподаватель Хатха-йоги и даосских женских практик, гид по Тибету (сайт daodar.ru): Я думаю, что каждому свое и все имеет место быть, даже йога без эзотерики. Ведь если человеку просто хочется быть здоровым и не эзотеричным, то для него и существует такая йога-гимнастика. Я, например, сейчас живу в Европе уже некоторое время, так здесь многие занимаются йогой, но назвать это той йогой, какую у нас называют «эзотерической», просто язык не поворачивается. Они телу-то внимания достаточного не уделяют во время практики, так крутят суставами, продолжая внутренний диалог, чего уж и говорить о более тонких процессах (хотя говорят, конечно, об этом много). Но здоровее от нее они очень даже становятся. Вот это я и имею в виду, говоря, что «каждому свое», и под своим соусом.

На моем опыте — были у меня ученики, которым я преподавала йогу чисто как физические упражнения, потому что они были готовы на тот момент лишь к этому. Потом они начинали задавать вопросы, потом сами стали вникать в более глубокую и тонкую суть йоги (я бы не называла ее эзотерической все же, и тем более не называла бы ее духовной), и почти все из них менялись внутренне к лучшему, не только внешне. Человеческий ум очень хитер и тонок, и если мы не научимся искать тонкие подходы к разным человекам, то и пользы сможем от йоги увидеть немного в этом мире, так как узкой будет аудитория практикующих.

Все же здесь я подчеркнула бы уровень преподавателей. Когда сам преподаватель останавливается лишь на физике, называя это йогой, вот это ограничивает, прежде всего его практикующих, тех кто ходит на его занятие. Я бы также. Конечно, отметила как очень важный такой аспект в работе инструктором йоги — это внутренний собственный рост самих преподавателей. Если этого нет, то пусть называют свой предмет «физическая культура» или «гимнастика». Давайте называть вещи своими именами!

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

Занятия йогой как метод духовного и физического саморазвития

Время чтения 8 минут

Известно, что человек – это не только видимая нам биологическая оболочка, но и что-то более высокое и совершенное, а соответственно, имеющее тонкую душевную организацию, раскрыть и познать которую поможет йога для духовного развития.

Что такое йога?

Йога – это одно из самых известных философских направлений и имеет множество поклонников во всех точках земного шара. Сложно описать, что такое йога в двух-трех предложениях. Каждый понимает йогу по-своему, но стремление быть в хорошей физической форме, при этом самосовершенствуясь духовно,объединяет всех этих людей.

Йога – это все, что приближает нас к осознанию существования некой силы, которая выше и могущественней нас. И когда мы чувствуем, что находимся в гармонии с этой высшей силой, — это тоже йога.

…C чего бы мы ни начинали изучение йоги – с асан, пранаямы, медитации или изучения «Йога Сутр» Патанджали,— суть процесса обучения одна и та же. Чем больше мы прогрессируем, тем больше мы осознаем целостную природу нашего бытия, понимая, что состоим из тела, дыхания, ума и чего-то еще. © Высказывание о йоге Т.К.В. Дешикачара

В широком понимании, йога являет собой совокупность философии с физическими упражнениями, направленными на достижение особенного физического и духовного состояния, так называемой нирваны. Считается, что практикующие йоги с многолетним стажем, способны достигать высшего состояния умиротворения и контроля над практически всеми аспектами деятельности организма, будь то сон, физическая устойчивость, или, к примеру, контроль деятельности высшей нервной системы.

Всем известно, что йога это одно из древнейших искусств самосовершенствования. Памятные знаки о йоге находят на скульптурах второго века до нашей эры. Хотя самые древние упоминания содержаться во всемирно известной памятке индуистской культуры – «Ведах», которые, как считается, были написаны намного раньше.

Методика и практика йоги

В данный момент, йога как искусство и как путь духовного развития активно развивается как самостоятельно, так и в тесной связке с философией буддизма, иудаизма. Насчитывают сотни различных видов практик йоги, которые направленны на разные цели. Это связанно с тем, что не существует универсального подхода к духовному и физическому развитию с помощью практик йоги. Каждый человек индивидуален, и понятие совершенства для всех тоже разное. Философия йоги понимает и принимает такую позицию, а значит, старается предоставить возможности для саморазвития любому, кто обратился к этому древнему искусству.

Даже человек, который был далек от методик и практик йоги, пробуя впервые техники медитаций, сталкивается с пониманием того, что путь духовного развития йоги очень близок с общими представлениями о духовном благополучии.

Йога – это древнее искусство, основанное на чрезвычайно тонкой науке о теле, уме и душе. Со временем ее продолжительная практика приводит к чувству умиротворения и ощущению своего единства со всем, что его окружает. Главная цель йоги – вернуть ум к простоте и покою и избавить его от суетливости и беспокойства. Покой же дается практикой асан и пранаямы.

В отличие от других систем физической тренировки, напрягающих мышцы и кости, йога омолаживает тело, делая это постепенно и мягко. Восстанавливая тело, йога освобождает ум от негативных чувств, рождаемых быстрым темпом современной жизни, с избытком дарит вам надежду и оптимизм и помогает в преодолении препятствий на пути к совершенному здоровью и духовному удовлетворению. Она полностью перерождает вас. © Высказывание о йоге Б.К.С. Айенгара

Практика йоги предполагает обязательное осознание нескольких основных ступеней для достижения духовного совершенства:

1. Яма – Комплекс моральных и этических догм, призванных выстроить ваши отношения с окружающим миром.

Яма – это первая часть аштанга-йоги, и содержит пять основополагающих постулатов поведения.

  1. Ненасилие (ахимса). Йога проповедует универсальный пацифизм ко всему живому. Поедания мяса будет также считаться нарушением этой догмы, так как насилие совершенное над животными для йогов – кощунство.
  2. Правдивость (сатья). Человеку, который стремится к духовному развитию с помощью йоги, незачем лукавить. Он должен быть чист душой и мыслями.
  3. Отсутствие меркантильности (апариграха). Считается, что стремление накопления материальных богатств портит человека, занимает его ум, ограничивает мышление.
  4. Уважение чужой собственности (астея). Каждый имеет право на результаты своего труда.
  5. Целомудрие (брахмачарья). Сдерживание желания своей плоти. Человек – это не животное, и способен обуздать свои примитивные инстинкты. Также целомудрие подразумевает внутреннюю сосредоточенность, концентрированность, без которой невозможно медитировать и научиться управлять своим сознанием.

2. Нияма – разумный образ жизни.

То, за что сейчас современные диетологи и тренера берут сумасшедшие деньги, несколько тысяч лет назад было описано в неоценимых памятках индийской культуры. Методика йоги подразумевает, что для духовного развития необходимо вести правильный образ жизни.

3. Пранаяма – специальный комплекс особых дыхательных упражнений, которые призваны сконцентрироваться на себе, и контролировать потоки энергии внутри и вокруг себя.

В данный момент, многие из современных видов спорта заимствуют практики пранаямы. Считается, что умение правильно выполнять дыхательные упражнения положительно сказывается на психическом здоровье, и на общем физическом тонусе организма.

4. Асана – набор всевозможных поз, постигнуть которые сразу мало кому удается.

Это требует не малой физическую подготовку, выносливость, и высочайшее умение сконцентрироваться на процессе. Существуют позы высшего уровня сложности, которые подвластны лишь единицам людей с десятками лет практики йоги для духовного развития за плечами.

5. Дхарана – концентрация на каком-то объекте.

Требует высокого уровня подготовки, и хоть кажется задачей пустяковой, справляются сразу с ней лишь немногие. Техника выполнения Дхарана состоит из концентрации и отвлеченности вашего сознания таким образом, чтобы все ваши мысли были сконцентрированы на одном объекте.

6. Пратьяхара– очищение мыслей и эмоций.

Способствует улучшению общего эмоционального состояния. Широко используется современными психологами по всему миру и считается одной из самых действенных систем для достижения эмоционального спокойствия.

7. Дхиана – медитирование и концентрация внимания на своем внутреннем мире.

Йога для духовного развития предлагает метод медитации, который состоит из определенной физической позы, особой техники дыхания и концентрации своего сознания на внутреннем “Я”.

8. Самадхи – последняя ступень благородного пути.

Характеризуется слиянием воспринимающего и воспринимаемого. Последняя ступень, предполагает слияние внутреннего и внешнего мира, потеря смысла себя как идентичной личности, слияние и ощущения себя частью целого мира. Эта ступень вплотную подводит йога к нирване. Для достижения данной ступени могут потребоваться годы, или даже десятилетия медитаций. Лишь немногие достигают столь высокого уровня.

Йога для духовного развития и физического

Йога полезна для всех без исключения, она привнесет счастье и в день сегодняшний, и в будущее. Если мы начнем изучать йогу, если станем практиковать йогу без страха и сомнений, обретем физическое, ментальное и духовное счастье, а наш ум расширится до пределов Божественной Сущности. © Высказывание о йоге Шри Паттабхи Джойса

Огромное преимущество йоги состоит в ее доступности каждому. Вам не нужно никакого специализированного инвентаря (если это не течения йоги тесно связанные с религией, к примеру, Шива йога или Будда йога). Йога для духовного развития может стать отличным инструментом познания самого себя, хобби которое со временем изменит и значительно улучшит вас.

Кроме духовного развития с помощью йоги, важной и полезной особенностью будет улучшения вашей общей физической формы. Йога, в отличие от современных видов спорта, менее травмоопасна и не направлена на достижение конкретных спортивных результатов. Для йоги не важно, каков у вас объём бицепса или за сколько секунд вы пробегаете стометровку. Физические упражнения в комплексе йоги призваны улучшить общий физический фон, ваше внутреннее самочувствие в плотной связке с прояснением туманностей сознания. Поверьте, эффект может быть просто потрясающий. Йога широко известна и вы наверняка хоть раз натыкались на некоего гуру йоги, что творил совершенно невообразимые вещи, неподвластны лучшим спортсменам.

Если вы считаете, что духовное развитие с помощью йоги, вам было бы интересно, что оно качественно повлияет на ваше самочувствие и мироощущении, то вы может пойти в какую-нибудь школу йоги поблизости. К счастью, всё больше людей склоняются к пониманию потребности в практике йоги. Посещение занятий йоги предоставит вам возможность познакомиться с множеством единомышленников, завести полезные знакомства и просто отдыхать развиваясь, в приятной компании.

Тот же, кто власть обрел над потоком Изначальной Силы и подчинил его движение воле своей, с легкостью побеждает в битве со смертью.

Ибо истинно сказано, что совершенства достигает каждый, кто неустанно практикует Йогу, будь он болен, либо слаб, молод, стар, или даже дряхл. © Слова о йоге из Хатха Йога Прадипики

Стилистика йоги

Если же у вас достаточно плотный рабочий график, или же поблизости нет ни одной школы йоги (и такое случается), можете смело попробовать практиковать йогу дома, самостоятельно. К счастью, сейчас огромное количество полезной информации о йоге как источнике духовного развития. Для начала, выберите стилистику йоги, которая вам близка. К примеру, это может быть:

1. Хатха-йога

Основное внимание в данной стилистике йоги уделяется физическому здоровью.

Это один самых практичных и распространённых видов йоги. Основная философия предполагает выполнение различных физических упражнений, направленных на улучшение иммунитета, уравнение гормонального фона, улучшения эластичности мышц и связок. Асаны(позы) выполняются в статичном варианте и задерживаются на несколько минут. Хатаха-йога как будто выстраивает ваше тело вновь и уделяет очень много внимания важным, но мелким деталям, таким как повороты туловища, статичные растяжки, удержания позиций.

2. Шиванада-йога

Так же подразумевает удержание в статике различных позиций, но в отличии от предыдущего варианта, направлена на достижение духовной релаксации с помощью медитирования. Данная разновидность отлично подходит в случае выбора йоги как пути духовного развития.

3. Кундалини-йога

Представляет собой сложный комплекс упражнений, умноженных на глубокое духовное понимание внутреннего “Я”. Это набор динамических упражнений, где позы с завидной быстротой сменяют одна другую. Данная стилистика йоги призвана раскрыть ваши энергетические каналы с помощью особых техник дыхания и медитации.

Йога для духовного развития – это отличное решение для человека, который принял себя и решил самосовершенствоваться как духовно, так и физически. Йога с каждым днем будет помогать вам становиться лучше, иметь более ясный ум, устойчивость и отличное физическое состояние на многие годы.

Позвольте всему прийти в свое время. Саженцу и дереву требуется должное время, чтобы вырасти при подходящих условиях, так почему же мы — люди, должны отличаться. Вырасти в йоге означает расти в жизни, нужны соответствующие условия, но когда начнешь это чувствовать, ты поймешь, что оно настоящее. © Сарасвати

Понравилась статья, расскажи друзьям

САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter

Ссылка на основную публикацию