Шаманизм как религия: что это и и с чего начать

Шаманские ритуалы и атрибуты — шаманизм как религия

Шаманизм как религия был сформирован еще на заре человечества. В основании данной ранней формы религии лежит вера в контакт шамана с духами в состоянии транса. Шаманизм тесно переплетается с магией, тотемизмом, фетишизмом, и его отражение можно увидеть во многих современных религиях.

Шаманизм как религия

Шаманство по праву считается самой ранней формой религии и было развито у большинства народов Земли в той или иной форме. Сам термин «шаман» используется в очень многих языках. Такие люди считаются посланниками духов.

Как и колдуном, шаманом можно стать вследствие долгой практики либо по воле высших сил, посылающих духа, который должен войти в тело будущего медиума. Настоящие медиумы входят в транс, посещают верхний, нижний и средний миры, способны получать ответы на важные вопросы, лечить людей.

Подобным практиком может быть как мужчина, так и женщина. Считается, что такой человек может даже видеть нечисть, богов, души усопших. На шаманизм опираются некоторые анимистические религии которые считают, что все существующее в природе — одушевлённое.

Шаманские ритуалы

Один из наиболее простых шаманских обрядов, который известен с далеких пор, — это ритуал для долголетия. Проводится он поздно вечером. Один из важных элементов такого ритуала — кедровая кора. Практик зажигает кору и три раза сдувает дым на человека.

Следом он начинает читать магические тексты, прося у богов даровать индивидууму долголетие и здоровье. Когда обряд завершается, человеку необходимо самому взять горящую кору и три раза обвести ею вокруг своего туловища. Люди верят, что именно кедр обладает особыми лечебными свойствами, которые помогут достичь долгой жизни.

Еще один весьма популярный обряд — это призыв малыша. В далекие времена, если у пары долгое время не получалось завести ребенка, за помощью шли к шаману. Сперва практику необходимо было провести гадание для того, чтобы определить самый подходящий день для совершения ритуала.

После этого родителям следовало подготовить куклу (символизирующую ребенка), кроватку, молоко, рыбу и немного алкоголя. Когда все было готово, практик разжигал магический костер и уже с этого момента начинал камлать — читать молитву, призывая все высшие силы стать свидетелями сего действа и помочь просящим.

Потом в огонь выливался алкоголь, молоко и бросалась рыба. Это дань духам. Следом шаман начинал гадать, чтобы определить, приняли ли духи жертвы и готовы ли прийти на помощь супругам.

Для этого особенная чаша подбрасывалась вверх. Если падала она вверх дном — это свидетельствовало том, что помощь будет оказана. В случае получения отказа чаша подбрасывалась еще два раза. Если дары всё ещё не принимались, то ритуал переносился на другой день. Если ответ дан положительный, то супругам следовало отправиться в рощу и повесить там на одном дереве люльку с куклой.

После этого они снова шли к шаману, выпивали специальную настойку и курили трубку. Считалось, что на этом ритуал завершён. Отблагодарить шамана можно было, оказав ему помощь при уборке урожая.

Делаем шаманский бубен своими руками

Приступая к изготовлению шаманского бубна своими руками, уделите внимание выбору шкуры животного. Это решение должно быть обдуманным, так как именно в этого животного будет трансформироваться человек во время магических путешествий. Бытует мнение, что стоит выбрать свое тотемное животное.

Следующий шаг — это выбор дерева. В далекие времена проводился ритуал так: будущему практику завязывали глаза и он так отправлялся в лес. Духи направляли будущего посредника между мирами, и он отыскивал дерево, которое подходило ему больше всего. Можете воспользоваться этим методом либо подумайте, энергетика какого дерева вам приятнее всего.

Необходимо будет сделать из картона цилиндр, после чего обмотать его шпоном, сделанным из выбранного дерева. Изделие должно быть довольно прочным. Обмотку лучше всего закрепить эпоксидной смолой. Кожу следует намочить и посадить на обод с помощью гвоздя либо клея. Используя две небольшие палочки, сделайте крестовину и примотайте ее к бубну с обратной стороны.

Для активации магического атрибута им необходимо провести по часовой стрелке 9 раз над открытым огнем. После этого окурите бубен полынью и можжевельником. Крестовину следует окропить молоком, а бубен смазать кашицей из табака. После этого он будет готов к использованию.

Шаманская ритуальная одежда

Костюм для шамана всегда делали особенный. Он должен был выглядеть устрашающе. Было очень важно, чтобы на практике было как можно больше разнообразных подвесок, которые бы имитировали человеческий скелет. Такой наряд должен был защищать своего хозяина от любого негативного магического влияния. Создавали себе костюм не сами шаманы, для этого привлекались специальные мастерицы.

Обязательными элементами одежды были шапка, шуба и обувь. Шапка выполнялась в виде короны без верха. С разных сторон обязательно должны были располагаться метровые ленты. На передней части вышивали лицо: глаза, нос, рот, уши. Сзади пришивались ленты с кисточками на концах.

Шуба шилась из шкуры оленя. Важно, чтобы мех был внутри. На левой стороне может быть нашито изображение человека из желтых полосок. Такие же полоски изображались на спине и на руках (издалека они должны были напоминать кости). На локтях пришивались небольшие пучки птичьих перьев.

Подол шубы обязательно украшался разноцветными полосками. Чаще всего использовались белые, желтые или оранжевые. На правой стороне шубы нашивалось пять металлических бляшек. На левой — десять. Считалось, что на костюме должно быть 11 ленточек и 285 жгутов, которые крепились непосредственно к лентам и оканчивались кожаными кисточками.

Сапоги также шились из оленьей шкуры. Голенища были не менее 40 сантиметров. Непосредственно на кожу могли нашиваться яркие красные кусочки тканей. По верхней части носка вышивалось изображение ступни человека (от подъема до пальцев).

Как видите, костюм должен быть выглядеть весьма устрашающе. Это примерное описание внешнего вида шамана. У каждого народа были свои особенности . Кто-то наносил социальные шаманские узоры, кто-то использовал конкретные цвета в одежде. Каждый народ пытался сделать своего медиума наиболее грозным и устрашающим.

Варган шамана

Варган — это музыкальный инструмент, атрибут, который в древние времена мастерили из бамбука, кости либо древесины, но с появлением первых кузниц начали изготавливать из металла. Для кого-то подобный атрибут — обычный музыкальный инструмент, а вот для шамана — это настоящий магический артефакт.

Считается, что если человек играет на этом инструменте, то его тело начинает издавать особенные вибрации. Сама музыка уже даже исходит не от инструмента, а от играющего. Считается, что во время игры может измениться восприятие человека, усиливается чувствительность всех органов и человек способен войти в легкий транс.

Это необходимо, если практик общается с душами умерших, с духами стихий, пытается призвать определённую погоду. Варган каждого шамана индивидуален. Это его источник энергии, поэтому его желательно создавать своими руками, не давать никому. Для каждого ритуала играется особенная мелодия, которую знает только сам шаман.

Зеркало Толи

Это зеркало, которое помогает увидеть то, что скрыто от глаз любых других людей. Например, с помощью такого зеркала можно увидеть настоящие намерения человека, духов, окружающих шамана. Толи — это также защитный атрибут. Зеркало обычно имеет круглую форму, размеры могут варьироваться от двух до 20 сантиметров.

Шаманское зеркало с Дарами

Изготавливается атрибут из меди, железа, серебра или нефрита. Обычно с одной стороны делается петелька для того, чтобы шаман мог носить зеркало на себе. Это настоящая зеркальная защита , которую очень сложно разрушить. У практика может быть несколько подобных магических атрибутов. Это делается для того, чтобы как можно лучше уберечь человека от различного зла.

Крепиться зеркала могут на одежду шамана (некоторые — на грудь, другие — на спину). Помочь данный атрибут может даже при проведении опасного обряда.

Например, если на зов пришел не тот дух, которого звали, и постарался напасть на шамана либо на кого-то из присутствующих. В таком случае с помощью зеркала непрошеного духа можно засосать, после чего изгнать в землю. Для этого зеркало располагается лицевой стороной вниз.

Как шаманы входят в транс?

Если вы решили попробовать войти в транс по методике шаманов, обязательно воспользуйтесь поддержкой и помощью кого-то из опытных практиков. Наличие учителя будет очень кстати, он сумеет подать сигнал, когда вам нужно будет возвращаться в наш мир.

Церемония вхождения в транс

Определите для себя подходящую частоту ударов на барабане. В среднем выбирают 200-220 ударов в минуту. Вы можете использовать реальный барабан либо воспользоваться аудиозаписью. За день до подобной практики нужно отказаться от употребления алкогольных напитков, никотина, любых воздействующих на психику веществ. За четыре часа до проведения ритуала постарайтесь ничего не есть.

Проводятся манипуляции в темном месте, куда практически не попадает свет. Глаза следует завязать повязкой. Лягте на пол, снимите обувь и расстегните одежду. Настройтесь на удары бубна, сделайте глубокий вдох и выдох, закройте глаза и постарайтесь не открывая их устремить взор на переносицу. Настройтесь на собственное глубокое дыхание и представьте, как будто вы движетесь вперед.

Вы должны ощутить, что внутри кокона, который окружает тело, находится небольшое отверстие, которое ведет вниз. Образ, который появится у вас под ногами, может быть любым. Например, вы можете увидеть просто маленькую ямку в земле.

Шаманы говорят, что они видят любые вещи, которые связаны с входом в землю: болото, нору и так далее. Позвольте себе войти в появившийся тоннель. Не пугайтесь, спуск не будет травмоопасным. Не пытайтесь напрягаться, торопиться, медленно глубоко дышите и будьте внимательны. Не важно, кого вы встретите, будьте максимально спокойны.

Зачастую шаманы используют сигнал, который свидетельствует о том, что пора возвращаться — это четырехкратный удар в барабан. Посмотрите обратно на тоннель, который ведет в реальность. Возвращаться нужно так же неторопливо, как вы и спускались. Дайте себе войти в тоннель, после чего вернитесь в тело.

Почувствуйте, что вы опять находитесь в комнате, после чего пару минут полежите с закрытыми глазами, а только потом полностью заканчивайте проведение обряда.

Жизнь шамана весьма увлекательна, так как он имеет возможность пообщаться с различными духами, побывает в других мирах. Такие люди способны укрепить здоровье человека, притянуть в его жизнь все необходимые блага и сделать его поистине счастливым.

Читайте также:  Что делать если тебя сглазили: нейтрализация в домашних условиях

Шаманизм – что это такое с точки зрения религии?

До появления многочисленных религий особое распространение имел шаманизм, включающий огромное количество обрядов и правил. До сих пор есть племена, и даже народы, которыми управляют шаманы. Считается, что это избранные люди, имеющие способности общаться с Высшими силами.

Что такое шаманизм?

Ранняя форма религии, основанная на общении человека с духами в состоянии транса, называется шаманизмом. Он имеет тесную связь с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Согласно проведенным исследованиям шаманские практики были известны еще во время неолита и бронзового века. Есть разные национальные и религиозные формы шаманизма, например, корейский, якутский, алтайский и так далее.

Шаманизм – это политеистическая религия, где разные явления природы принято рассматривать, как божества, а все окружающие предметы, наделенные душой. Шаманы утверждают, что только осознанная принадлежность человека к Вселенной дает шанс избавиться от страха и чувства несправедливости. Они обладают способностью путешествовать в другие миры и общаться с разными духами, получая силу от сверхъестественных источников.

Шаман считается избранником духов, и получить свой дар он может через «шаманскую болезнь» – состояние, которое похоже на летаргический сон. Большое значение имеет встреча с духом-опекуном, который является защитником от негатива. Состояние, когда шаман находится в транс, называется камлание, а сопровождается оно ударами барабана, танцами и заклинаниями. Современный шаман выполняет несколько функций: жреца, прорицателя, знахаря, советника и другие.

Шаманизм как религия

Хоть отдельные элементы шаманизма можно найти практически во всех религиях, назвать его отдельным религиозным направлением нельзя. Он включает сочетание экстатических и терапевтических методик, позволяющих взаимодействовать с параллельными мирами. Религия, шаманизм и магические направления являются разными понятиями, которые, так или иначе, переплетаются друг с другом.

Признаки шаманства

Как уже было сказано, магические силы человек получает, если духи решили наградить его. Есть версия, что шаманство и шаманизм могут передаваться по наследству. Существуют некоторые признаки, по которым можно определить избранность.

  1. На теле могут находиться необычные пометки, например, родимые пятна, или же учитываются физические дефекты, так в Сибири признаком наличия сил является лишний палец на руках или ногах.
  2. Ориентироваться необходимо на личностные черты, так потенциальные шаманы любят уединение на природе. Такие люди являются замкнутыми.
  3. Наличие у человека сверхъестественных сил, которые проявляются в видениях будущего, в пророческих снах, возможность видеть души умерших и так далее.
  4. Желание изучать шаманизм, причем оно должно быть сильным и не иметь никакой обоснованности. Во время выполнения специальных упражнений стремления только повышаются.

Шаманизм и православие

Многие люди интересуются, как церковь относится к разным направлениям, которые имеют отношением к магии. По мнению священнослужителей, шаманизм и христианство – это две несовместимые вещи, поскольку все, что заставляет человека веровать в духов, демонов и других сверхъестественных существ находится под запретом и считается проявлением бесовщины. Все магические направления являются преградой для человека достичь единства с Господом.

Шаманизм в современном мире

В последнее время магия шаманов стала интересовать большое количество людей, которые стремятся к духовному росту и желают получить силу для исцеления. Времена, когда люди стремились найти избранного прошли, и в современном мире они сами пытаются изучить шаманские обряды, проходя обучение и посвящение. Если раньше знания передавались из уст в уста, то благодаря письменности много информации является доступной для обычного человека.

Шаманизм – магия, которая требует длительного обучения, и начать можно с прочтения специальной литературы. Популярностью пользуется книга М. Харнера «Путь шамана». Полученные знания, необходимо постоянно применять на практике, поскольку шаманизм можно постигнуть только через опыт. Еще рекомендуется проводить много времени на природе, изучая ее возможности и обучаясь слышать ее советы.

Шаманизм – интересные факты

В разных уголках мира шаманизм имеет свои особенности, которые зависят от географического положения, колорита и других особенностей.

  1. В Австралии исследователи обнаружили только зачатки шаманизма, а их представителей называли бирраарка.
  2. Интересные факты: шаманы Южной Америки назывались мачи, и они излечивали людей от болезней, вызванных действием злых духов. Во время проведения ритуал они непременно доставали какой-то предмет из тела больного.
  3. В Боливии шаманы назывались бара и они связывались с духами, делали предсказания и имели способности к колдовству.
  4. В Корее шаманизмом занимались только женщины и назывались они му-дан. Важно отметить, что силы и знания передавались только по наследству. Они кроме основных способностей шаманов умели делать амулеты, гадать и заклинать.

Статьи

Автор: Е. Каракольский

В мире существует множество различных религий и религиозных течений. Одна из них – шаманизм. Современные историки полагают, что он существовал еще до появления всех остальных религий. Существует шаманизм и сегодня. Он широко распространен среди народов Крайнего Севера, в Африке, Азии, Америке.

Ключевой фигурой шаманизма является шаман, который управляет своим племенем, народом. Он входит в особое трансовое состояние и общается с духами природы, божествами, ушедшими от нас людьми и существами из других миров. К ним обращаются люди для того чтобы решить важную для них и всего народа проблему, узнать свою судьбу, пообщаться с умершими. Есть предположение, что шаманы просто умеют считывать информацию, зашифрованную в окружающем нас мире.

История и суть шаманизма

В каменном веке человек полностью зависел от природы, поэтому ему нужно было слиться с ней, раствориться, следовать ее законам, правилам. Только так он мог выжить. Тогда и появились первые шаманы – люди, которые «могли» при помощи определенных ритуальных предметов впадать в состояние, которое мы сейчас называем трансом. Это состояние позволяло им общаться с природой, стать ее неотделимой частицей.

Слово шаман переводится на современные языки как «колдун», хотя вероятнее всего, его первоначальный смысл предполагал «познание». Через это познание первобытные люди постигали тайны мироустройства, получали знания о природе, окружающем мире.

Шаман был особым, избранным человеком племени, ведь войти в транс, даже в те стародавние времена, мог далеко не каждый. Он одевался в шкуру своего тотемного животного, исполнял определенный ритуальный танец и впадал в состояние, которое иногда называют еще измененным сознанием. Его соплеменники верили, что в это время он общается с духами, посещает другие измерения, находит там ответы на вопросы, интересующие народ его общины, племени, находит способы для излечивания различных болезней и так далее.

В большинстве случаев шаманство передавалось от предков к потомкам, из поколения в поколение по наследству. Техники, методики вхождения в транс сохранялись на протяжении веков, совершенствовались, но мало изменялись. И сегодня для большинства из нас шаман, это человек одетый в звериную шкуру и совершающий ряд определенных действий, движений под удары шаманского бубна.

Основные идеи шаманизма

Это религиозное течение сохранилось практически в неизменном виде у тех народов, которые и до сих пор остаются близки к природе, живут с ней в гармонии, обожествляя, наделяя душой и сознанием такие ее элементы, как деревья, травы, воду, камни. Им приписывались человеческие качества, что привело к возникновению целого сонма различных духов. Общаться с ними, узнавать их потребности, «передавать» им пожелания, просьбы людей может только шаман.

В тоже время малообразованные, не понимающие сущность явлений природы люди абсолютно беззащитны перед высшими силами. Страх перед неведомым, перед явлениями природы, на которые невозможно воздействовать, и способствует дальнейшему существованию шаманизма. В этом смысле основное предназначение шамана – «посредничество» между людьми и духами. В некоторых течениях шаманизма кроме специальных движений с бубном, протяжных песен, других ритуалов для «поиска» ответов на определенные вопросы совершались и жертвоприношения. Чаще всего в роли таких жертв выступали животные, хотя в некоторых племенах это могли быть и люди.

Шаман – кто он?

Как уже отмечалось, знания об основных положениях шаманизма передаются обычно из поколения в поколение. Однако для того чтобы человек стал настоящим шаманом он должен входить в трансовое (измененное) состояние, уметь общаться с духами, путешествовать по другим измерениям. А для этого не достаточно только знаний, нужен индивидуальный опыт, необходимы

определенные способности, которыми обладает не всякий человек.

Оке Ольмарс, религиовед из Швеции, считал, что шаман страдает от арктической истерии. Это заболеванию подвержены обычно жители холодных регионов Земли: Крайнего Севера, Сибири. Он является следствием частого воздействия на организм пониженных температур, недостатком в рационе питания витаминов, а также малочисленностью народности. Одним из ярких проявлений арктической истерии является эпилептический припадок, который и рассматривается шаманом и народом его племени как возможность переходить в измененное состояние. Сопровождающие припадок галлюцинации воспринимаются как общение с духами, другие сверхъестественные явления.

Правда у эпилептического припадка и транса, который называют еще камланием, есть одно существенное отличие. Больной эпилепсией не знает заранее когда, в какой момент его настигнет приступ, в то время как шаман способен самостоятельно вызывать у себя трансовое состояние, контролировать его. Для «перехода» используются всевозможные амулеты, талисманы, бубны.

Еще одно назначение ритуальных предметов, танцевальных движений, звуков – создание для всего действа определенного антуража, подтверждающего преображение шамана в некий образ, вход его в другое измерение, общение с духом, божеством.

Признаки шаманства

Считается, что магические силы передаются по наследству. Но существует и ряд признаков, по которым можно определить избранность данного человека к тому, чтобы стать шаманом. Среди таких отличительных качеств могут быть, родимые пятна, физические дефекты. В Сибири наиболее ярким доказательством шаманизма является, например, наличие у человека лишнего пальца на ноге или руке. Кроме того, потенциальные шаманы обычно принадлежат к категории замкнутых людей. Общению с другими членами племени они предпочитают тишину, покой, уединение. У многих из них бывают пророческие сны, ведения, подтверждающие наличие у индивида сверхъестественных способностей.

Если духи решили, что этот человек должен стать шаманом, то он не имеет права отказаться. В противном случае его ожидает смерть. Переход человека в новое качество происходит посредством, так называемой, шаманской ломки. Это тяжелая болезнь, от которой можно излечиться только одним способом – стать шаманом. Если избранный не готов принять уготованную ему судьбу, то его ожидает скорая смерть.

Сегодня люди все чаще стремятся «познать непознанное», интересуются магией, «высшими силами», религией, в том числе и шаманизмом. Многие из них сами хотят стать шаманами, проходят специальное обучение, изучают обряды. Но также следует понимать, что достичь положительного результата можно только через практику, опыт.

Читайте также:  Черная нить за запястье левой или правой руки: что означает

Шаманизм — колыбель религий. Часть 1

Наверное, большинство из нас имеет хоть какие-то представления о шаманизме и, возможно, чуть более чёткие — о том, что такое религия. Вряд ли вы всерьёз задумывались о том, что одно вытекает из другого, и между этими, столь разными на первый взгляд понятиями, есть взаимосвязь.

Шаманизм

Следы, оставшиеся нам от предков, свидетельствуют о том, что шаманизм существовал на планете уже чуть ли не 50 тысяч лет назад! Он представлял собой некий механизм, с помощью которого древние люди пытались объяснить себе явления природы, обосновать череду событий и, самое главное, — повлиять на мир.

Центральным звеном этого механизма был шаман, посредством которого происходило общение людей с природой. Природой не в том смысле, как понимаем её мы, жители 21 века. А природой одухотворённой, живой, божественной, каждое явление которой (звёзды, гром, дождь, засуха, ветер) имело дух, способный вступить с людьми во взаимодействие.

Люди верили в духов, поклонялись им, приносили жертвы, просили о помощи и помиловании. Но по каким-то причинам не могли напрямую общаться с ними, для этого им нужен был посредник — шаман.

Быть шаманом — шанс или крест

Вот что интересно. Несмотря на то, что это люди были заинтересованы в общении с духами, от которых зависело благополучие племени, шамана выбирали не они, а сами духи. Нельзя было заранее предсказать, на кого падёт выбор, кто станет шаманом.

Однажды ребёнок начинал жаловаться на странные сновидения, ужасные кошмары, звероподобных существ. Из ночи в ночь они преследовали избранника духов до определённого возраста, пока его не постигала жестокая болезнь. Какое-то время тело будущего шамана находилось на грани между жизнью и смертью, сознание — на рубеже безумства. И только решившись принять судьбу — быть шаманом, человек получал исцеление.

Его называли “перерождённым”: одной ногой он стоял по эту сторону мира живых, второй — по сторону иного мира — духов. Благодаря этому “перерождённый” мог передавать слова одних другим. Сам же шаман ни своей волей, ни словом не мог повлиять на судьбу людей и решение духов. Его дело — быть посредником. Он мог выпросить исцеление для больного. Мог вызвать духа дождя, и пролился бы ливень. Мог молить о пощаде или каре над провинившимся, но не мог действовать от своего имени.

Что такое религия?

А теперь присмотритесь, нет ли в схеме этой чего-то интуитивно знакомого вам, архаичного?

Да… Извечное строение любой религии. Где есть бог или пантеон богов, люди и посредник меж ними — священнослужитель, жрец.

Словари трактуют религию, как особую форму осознания мира, основанную на вере в сверхъестественное и высшие силы. Она представляет собой совокупность обрядов и ритуалов, направленных на общение с богом. В основе каждого из них просьба о помощи, благодарность или восхваление.

Так что это, если не наследие шаманизма?

В разности своей они похожи

Да, религия — это глобальная формация, объединяющая огромное количество людей вокруг веры. Она следует определённым канонам и не отступает от правил, в отличие от шаманов, которые действуют в соответствии сиюминутным побуждениям. Все религиозные действа прописаны, а молитвы обличены в строгие тексты. И всё же религия, как и шаманизм, является всего лишь посредником между человеком и богом. Выступает направляющим звеном на пути души человеческой к совершенству.

Как к шаману приходят люди за помощью, так и к священнослужителю обращаются за советом.

Как шаман страдает при перерождении, так и католический священник испытывает муки усмирения плоти, а мусульманские пророки проходят испытание аскетизмом.

Как выбирается духами шаман, так и пророки появляются на земле, посланные богами. И не могут они не служить им, потому что превыше всего — судьба и назначение.

Конечно, можно поспорить о том, что религия загнана в определённые рамки и следует догмам, что священнослужители сами выбирают свою профессию и не погружаются в транс. Но если отвлечься от рамок и взглянуть в суть вещей — неоспоримо, что колыбелью религии был первобытный шаманизм с его наивностью и страхами неизвестного, с его верой в сверхъестественное и непонятное.

Интерес к шаманизму на современном этапе

Да, что тут скажешь! Если мы рассуждаем о шаманизме на современном этапе, оглядываясь на 50 тысячелетий назад, значит, этот феномен работает и по сей день! Он не просто интересен людям; они, как в религии, ищут в шаманизме поддержку и указания пути.

Современный шаманизм развивается и набирает силу на Алтае, Байкале, Украине, в Сибири, Японии, Африке, Мексике. Он выходит за рамки одного народа, в попытках принести очищение, успокоение и понимание смысла жизни большему количеству людей, чем это был в древности. Одно незыблемо: шаманы по-прежнему лишь умелые посредники между миром людей и миром духов. Вот только проблем, с которыми обращаются к ним современники, стало гораздо больше, и характер у них более злой.

Мы идём к шаманам за надеждой! Понимая, что и духи, и боги помогают нам стать лучше себя самих!

Шаманская болезнь всея Руси

Почему модель религиозной организации – это клиника?

Валентина Харитонова руководит исследованиями шаманских практик с 1990 года. Фото с сайта www.alp-age.com

В ряде российских республик – Тыве, Якутии и Бурятии – шаманизм признан одной из традиционных религий. Тем не менее широкой публике о нем известно мало. О том, каким предстает перед исследователями современный российский шаманизм, корреспонденту «НГР» Павлу СКРЫЛЬНИКОВУ рассказывает заведующая Центром медицинской антропологии ИЭА РАН, доктор исторических наук Валентина ХАРИТОНОВА.

– Валентина Ивановна, что, на ваш взгляд, представляет собой российский шаманизм сегодня?

– Это довольно многоплановое явление. Мы часто говорим о «возрождении», но имело ли место именно возрождение традиционного шаманизма – большой вопрос. Пожалуй, гораздо больше возникло каких-то новых явлений на его основе. Традиционный, классический шаманизм – это явление ушедшей эпохи. Тогда шаман был в первую очередь лидером общины, обязанным выполнять определенные функции. Шаман был человеком, который посредством «общения с духами» мог обеспечивать конкретным людям и роду в целом нормальное существование, в том числе здоровье.

Наши первые «новые шаманы» в 1990-е годы были связаны с целительскими организациями в Москве и Петербурге. Можно сказать, что модель «шаманской организации» появилась в столице, и этой моделью была целительская клиника. В республиках они через какое-то время превратились в местные религиозные организации шаманов (МРОШ). Клиника – это коммерческая организация, она платит большие налоги. Религиозным же сообществам предоставлялись помещения, они ничего не платили со своих сборов. Реально же до начала 2000-х годов они работали именно как клиники: там даже были расписаны расценки на услуги. Но МРОШ по закону не имели права получать прибыль, они должны были работать как религиозные организации. Они отчасти пришли к этому, хотя шаман может спокойно сказать на вопрос о религиозной принадлежности: «А у нас все шаманы православные» – или подтвердить, что ходили и будут ходить в буддистские дацаны: «Это же наша общая религия».

Некоторые шаманские организации с самого начала деятельности активно восстанавливали традиционные праздники: писали сценарии, организовывали само действо – в Хакасии, например. МРОШ занялись возрождением традиционных религиозных обрядов. Шаманы из Улан-Удэ проводят, и не только на своей территории, тайлганы – обряды поминовения и жертвоприношения духам предков – для бурят это еще незабытая форма ритуалов, которую они достаточно легко возродили.

Кстати, когда шаманы регистрировали свои организации, им предлагали типовые образцы документов, которые во многих случаях они просто переписали – на тот момент важно было формально зарегистрироваться. Доходило до курьезов: в деятельность будущих организаций записывали порой то, что к ним не могло иметь отношения, например, чтение лекций.

– «Современный шаманизм» – уже само слово «современный» в этой фразе звучит как оговорка. Противопоставляют ли современный шаманизм традиционному? Какими терминами пользуются исследователи?

– Изучающие эти процессы в России и странах постсоветского пространства специалисты предпочитают использовать термин «неошаманизм», по аналогии с неоязычеством и неорелигиозными практиками. «Нео-» западные исследователи относят ко всем происходящим сейчас процессам. С моей точки зрения, здесь нужно выделять много разных составляющих. В ряде российских республик действительно были остатки шаманской практики. Скажем, в 2000 году тувинский исследователь шаманизма и организатор его возрождения в республике Монгуш Кенин-Лопсан насчитал 10 или 11 еще практикующих шаманов-стариков. Но в соседней Хакасии уже не было настоящих шаманов – последний посвященный шаман там, по-видимому, умер в 1975 году. Остались так называемые шаманы без бубнов. Это люди, у которых был шаманский дар, но в те годы, когда у них случилась «шаманская болезнь», там уже не оказалось шаманов, которые могли бы посвятить новых кандидатов. А «шаманская болезнь» – тяжелейшее психофизиологическое состояние, в котором оказывается человек, когда испытывает «зов духов». Это мощнейший духовный кризис, во время которого идет становление шамана, в результате чего он сможет получить бубен и начать практиковать.

В общем и целом пошел процесс опосредованного возрождения. Когда молодые и талантливые люди в большинстве своем с высшим образованием остались в 90-е и 2000-е годы без работы, они вспомнили о своих шаманских корнях.

Но они не были знакомы с традициями шаманизма, часто даже не зная, что шаманами были их предки. В своем приобщении к шаманизму они основательно трансформировали многое.

Например, сейчас новые шаманы могут сказать, что «шаманская болезнь» – это просто бесконечные болезни или неприятности в жизни кандидата. Доходит до смешного: одна из моих респонденток рассказала, что ее шаманской болезнью был не проходивший три года насморк. Трансформировались сами посвящения. Интересно, что в Туве в 2000-е была создана «школа шаманов»: там было написано специальное пособие для обучения ритуальной практике и традиционному знанию. Шаманы стали не просто создавать организации, но и начали работать группами, чего раньше, естественно, не было. Они начали активно проводить «выездные семинары» для приезжающих из других стран и городов этнотуристов, а сами стали с такой же целью ездить в столицу и крупные города, в том числе за пределы России. Шла трансформация представлений, и она была очень мощной – ведь нужно было вписываться в новую реальность.

Читайте также:  Сочетание карт 6 Мечей Таро: значение в разных колодах

– А как шаманизм понимают и выстраивают сами шаманы?

– «Шаманами» сейчас называет себя множество людей, но большинство из них – это люди, стремящиеся к духовному совершенствованию. Они с тем же успехом могут заниматься, например, медитацией или йогой. Все это имеет отношение к сфере нью-эйджа, а исследователи часто относят к ней вообще всю современную шаманскую практику – как в России, так и на Западе. Но в основе лежит самая общая идея: мы занимаемся шаманизмом, то есть мы общаемся с духами. Важно разграничивать российский неошаманизм (практику последователей шаманизма в среде тех, кто по своей культуре и происхождению принадлежит к народам, где был развит шаманизм) и «городской шаманизм» как новое явление на территориях, где шаманизма ранее не было, «экспериенциальный шаманизм», а также практики самосовершенствования или стремления к развитию сверхспособностей.

Музейные костюмы своих пращуров
тувинские шаманы надевают, но нечасто.
Фото из архива Валентины Харитоновой

Кстати, современный неошаманизм стремится к связям с наукой. Некоторые неошаманы на самом деле стали, например, кандидатами психологических наук и участвуют в специальных исследованиях (это имеет место в моих исследовательских проектах), а кое-кто «приобретает» себе бумаги о наличии ученой степени. Это, конечно, перекликается с неоязычеством.

С того момента как шаманские организации стали религиозными, шаманы задумались об осмыслении себя в категориях религии. Необходимость контакта с местными администрациями приводит к тому, что руководители МРОШ часто становятся членами каких-то комиссий по вопросам религии. Сейчас шаманы используют даже чужую религиозную лексику: приехав, например, на съемки очередного обряда, я услышала: «Вы, Валентина Ивановна, отдохните пока, сейчас наша паства соберется – и начнем».

У шаманов есть примеры оформления конфессиональной жизни, которым они стремятся подражать: начинают строить храмы, которых никогда не было в практике шаманизма, стремятся к объединению и централизации МРОШ в пределах республик. Появилась идея выстраивания общегосударственной структуры: почти десять лет назад она была просто высмеяна самими шаманами, а теперь ее пытаются реализовать в Туве. В Бурятии и Иркутской области все тоже шло к созданию централизованной системы, которая бы объединила всех бурят, – шаманы МРОШ «Тэнгэри» из Улан-Удэ много лет ездят по республике и Забайкальскому краю, Иркутской области для проведения больших тайлганов. Например, на острове Ольхон на Байкале, в Тункинской долине и т.д. Это уже воспринимается как культурно-религиозное движение объединительного характера. Но несмотря на то, что шаманы уверены, будто проводят обряды для местного населения, сами местные жители могут о них даже не знать, или не соглашаться с обрядами чужих шаманов на их родовых священных местах. Так, в Тункинской долине шаманы «Тэнгэри» по требованию местных жителей проводят свои тайлганы не на самом священном месте Буха-Нойон, а, по договоренности с сельсоветом, недалеко от него. А в Якутии летний праздник нового года Ысыах, в котором участвуют «белые шаманы» (жрецы), стал официальным праздником республиканского значения и масштаба.

– Насколько востребован шаманизм в современной России? Только ли это элемент этнической идентичности народов Сибири и Севера, или к нему есть интерес за пределами этих территорий?

– Устойчивый интерес есть, но проявляется он по-разному. Если «свои» часто воспринимают шаманизм в контексте стремления к национально-культурной идентичности, то хотя спрос на шаманов у представителей других культур тоже высок, но это спрос другого рода. Например, в шаманские объединения часто приезжают психологи – люди разных национальностей, поскольку у них есть внутренний запрос на освоение этих практик. Кстати, можно сказать даже, что происходит своеобразный обмен опытом: психологи идут в шаманизм, а шаманы стремятся стать психологами, интерес обоюдный.

Надо обратить внимание на то, что среди «интересующихся» немало людей, стремящихся к деньгам и славе, а не к оказанию психологической или шаманской помощи. В этом смысле сейчас угрозу в плане нанесения вреда здоровью представляют уже не только темные личности в сфере «народного целительства», наживающиеся на идеях магии и экстрасенсорики, а вот такие «новые психологи» без реального образования и «шаманы» вне культурных традиций.

Что касается спроса на услуги шаманов – к ним ходят разные люди, но я не могу сказать, чтобы шли прямо-таки потоком. Идут те, у кого к шаманизму практический интерес – кто думает о необходимости соблюдения традиций например, или те, кому просто больше нигде не могут помочь с их проблемами. Шаманы проводят много частных ритуалов (это ежедневная работа), например «открытие дороги». Это стало очень популярно: к шаманам могут прийти с едущими в столицу поступать в вузы детьми, даже приводить детей перед экзаменами. Есть и вопросы, связанные с состоянием здоровья, – здесь шаманы делают упор на восстановление связей с предками, родом, на родовые жертвоприношения. Реально важной идеей становится восстановление единства народа, объединения людей живущих и ушедших. Особенно это заметно в Бурятии. И чаще всего серьезные шаманы говорят именно об этом, а не о том, что нужно отправить в Москву «верховного шамана».

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Что такое шаманизм и как стать шаманом?

Автор Алла Громова

Мы все чаще и чаще сталкиваемся с неизведанным и непознанным миром. Нам, современным людям, сложно поверить в существование того, что нельзя потрогать, увидеть, ощутить.
О существовании потусторонних миров и сверх способностей человечеству известно с давних времен. Наши предки не сомневались в существовании духов, их влияний на жизнь, помощь и поддержку. К таким знаниям относились очень трепетно и благоговейно. Издревле известно о таком понятии, как шаманизм. Что такое шаманизм?

Шаманы в этом мире становятся проводниками мира потустороннего. Каждого шамана ведет предок – шаман. Это, как правило, его кровный родственник, ушедший в мир иной или живущий в этом мире. Другими словами, учитель является в то же время покровителем.

Есть несколько способов передачи шаманского знания.

Как получить шаманское знание?

В первую очередь, хочется отметить, что знания сакрального характера хранятся в строжайшей тайне. Передаются они следующими способами:

  1. По наследству (от предка – шамана кому-то из продолжателей рода, после его смерти).
  2. По выбору природы (духи могут определить своего избранника).
  3. По собственной инициативе (когда человек сам желает стать шаманом или ему велит род)

Как по наследству передается шаманское знание?

Передача знаний по наследству происходит, как правило, на предсмертном одре. Дед-шаман приглашает к себе сына или внука, то есть кого-либо из своих потомков и передает знания. Но передача эта не в виде книг или тетрадей. Эта особая информация передается через сновидения, и камлания. Также знания можно получить, используя техники вхождения в транс. Посредством камлания предок – шаман представляет своего ученика высшим духам.

У некоторых народностей – это целый ритуал. Человек не подготовленный может даже подумать, что сходит с ума, так как начинает слышать голоса умерших предков или других духов.

Предок-шаман – становится учителем для своего потомка, передает ему свою силу в виде своих духов-помощников, конечно знания как управлять духами, как путешествовать по мирам, как лечить болезни.

На ком природа останавливает свой выбор?

Существует мнение о том, что не только по наследству передается шаманское знание. Иногда духи останавливают свой выбор на ком-либо из людей не имеющем в роду шаманов. Нет точной информации о том, как этот выбор происходит. Но такому человеку нужно будет самому искать свое место в мире сакральных знаний, так как у него не будет сильной поддержки рода.

Особой силой обладают шаманы, ушедшие из этого мира даже тысячи лет назад. Они начинают энергетически притягивать человека, на которого пал выбор духов. Избранный человек начинает получать знания или информацию, которая тянет его в места захоронения шамана. И, побывав на том месте, избранник начинает ощущать в себе появление сверх силы и сверхъестественных способностей.

Умерший шаман становится учителем и проводником, то есть согласно шаманской иерархии предком-шаманом. То есть у избранника появляется его шаманский род.

Захотел и стал?

Ну, конечно же, нет. В нашем мире стало модно и популярно говорить о сверх способностях человека. Многим хочется выделиться и стать обладателем каких-либо особенных знаний. Но не все так просто. Это, обычно, происходит по собственной инициативе. Человек находит учителя и при его помощи развивает в себе способности. Вначале это возможно дань моде. И пока ученик только «балуется», он получает знания «безопасные», то есть те чем он не сможет навредить невинному человеку. Пока он любитель. И духи не будут требовать чего-то строго – жертв, паломничества, соблюдения строгих ритуалов. А если пройдя этот этап ученик хочет принять посвящение в шаманы, то все меняется. И тот кто прошел обряд рассечения (сильнейшее шаманское посвящение) назад пути уже не имеет.

О роли предка – шамана.

Каждого шамана ведет дух предка – шамана. Это Дух-покровитель. Его роль исключительна, так как он открывает для ученика мир духов и передает ему свой опыт. Это может быть умерший родственник или дух, выбравший для себя ученика. Процесс передачи знаний может происходить несколькими способами:

  • во время сна;
  • во время шаманской болезни;
  • в процессе камлания — священного шаманского ритуала.

Предок – шаман склоняет своего избранника к изменению своего образа жизни. Он начинает вести человека по жизни. Становится учителем и покровителем. Предок-шаман во время транса как бы знакомит своего ученика с духами. Учит к кому и за чем обращаться. Показывает, по каким дорогам к этим духам «ходить».

Шаманизм – это серьезное направление. Это интересная и сложная цепочка взаимоотношений с предками. Выбор духов падает на людей достойных и высоких моральных устоев. Настоящие шаманы – проводники между реальным и потусторонним миром. На них лежит большая ответственность за полученные знания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию