Тахаджуд Вид молитвы Дуа Кунут: читать текст и делать намаз по сунне пророка

Что читал Пророк ﷺ в намазе-тахаджуд?

Известно, что Пророк Мухаммад ﷺ уделял большое значение намазу-тахаджуд. Это желательная (сунна) молитва, которая читается ночью после пробуждения ото сна в промежутке времени после ночного намаза и до наступления утреннего азана.

Однако знаем ли мы, как этот намаз совершал Посланник Господа ﷺ ? Читал ли Пророк ﷺ определённые мольбы, а если читал, то какие именно он предпочитал? Об этом вы можете узнать в нашем материале.

1. Мольба после выпрямления с поясного поклона (в иътидале).

От Аби Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ после того, как вставал с поясного поклона, читал:

اَللَّهُمَّ رَبَّنَا لَكَ الْحَمْدُ مِلْءُ السَّمَاوَاتِ وَمِلْءُ الْأَرْضِ ، وَمِلْءُ مَا شِئْتَ مِنْ شَيْءٍ بَعْدُ ، أَهْلَ الثَّنَاءِ وَالْمَجْدِ ، أَحَقُّ مَا قَالَ الْعَبْدُ ، وَكُلُّنَا لَكَ عَبْدٌ. اَللَّهُمَّ لَا مَانِعَ لِمَا أَعْطَيْتَ ، وَلَا مُعْطِيَ لِمَا مَنَعْتَ ، وَلَا يَنْفَعُ ذَا الْجَدِّ مِنْكَ الْجَدُّ

«Аллаhумма раббана ляка-ль-ẍамду мильу-с-самавати ва мильу-ль-арḓи ва мильу ма шиъта мин шайъин ба’ду аhля-ҫ-ҫанаи валь-маджди аẍаḱḱу ма ḱаля-ль-’абду ва куллюна ляка ‘абдун. Аллаhумма ля мани’а лима а’ҭайта ва ля му’ҭия лима мана’та ва ля янфаhу ҙа-ль-джадди минка-ль-джадду».

«О Аллах, Господь Ты наш хвала Тебе, и пусть эта хвала наполнит собой небеса, землю и всё, что ещё Тебе будет угодно. Что бы ни сказал раб Твой, а все мы Твои рабы, Ты более всех достоин восхваления и прославления. О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется богатство обладающего богатством» (передал имам Абу Давуд).

2. Мольба в земном поклоне

От матери правоверных Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ , склонившись земном поклоне в намазе-тахаджуд, читал следующее:

اَللَّهُمَّ أَعُوذُ بِرِضَاكَ مِنْ سَخَطِكَ، وَبِمُعَافَاتِكَ مِنْ عُقُوبَتِكَ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنْكَ لَا أُحْصِي ثَنَاءً عَلَيْكَ أَنْتَ كَمَا أَثْنَيْتَ عَلَى نَفْسِكَ

«Аллаhумма а’уҙу бириака мин сахаҭика ва биму’афатика мин ‘уḱубатика ва а’уҙу бика минка ля уẍĉи ҫанаан ‘аляйка анта кама аҫнайта ‘аля нафсик».

«О Аллах, поистине, я прибегаю к защите Твоего благоволения от Твоего гнева, и к прощению Твоему от наказания Твоего, и прибегаю к Твоей защите от Тебя, не перечислить мне всех похвал Тебе, которых Ты достоин, так, как Сам Ты сделал это, воздав их Себе» (передал имам Муслим).

3. Мольба между земными поклонами

От Абдулла бин Аббас (да будет доволен ими Аллах), передаётся, что Пророк ﷺ , сидя между земными поклонами, читал следующее:

اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي ، وَارْحَمْنِي ، وَاجْبُرْنِي ، وَارْفَعْنِي وَاهْدِنِي ، وَعَافِنِي وَارْزُقْنِي

«Аллаhуммаґфир ли варẍамни ваджбурни варфа’ни ваhдини ва’афини варзуḱни».

«О Аллах, прости мне мои грехи, помилуй меня, удовлетвори меня, возвысь меня, выведи меня на правильный путь, избавь меня от всего, что может повредить религии и мирским делам, и даруй мне средства к существованию» (передал имам ат-Тирмизи).

4. Мольба после ташахуда

Передают со слов Абу Бакра ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах), что однажды он попросил Посланника Господа ﷺ : «Научи меня словам мольбы, с которой я обращался бы к Господу во время своей молитвы», и Пророк ﷺ сказал: «Говори:

اَللَّهُمَّ إِنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي ظُلْمًا كَثِيرًا، وَلَا يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلَّا أَنْتَ. فَاغْفِرْ لِي مَغْفِرَةً مِنْ عِنْدِكَ، وَارْحَمْنِي إِنَّكَ أَنْتَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«Аллаhумма инни ӟалямту нафси ӟульман каҫиран ва ля аґфиру-ҙҙунуба илля анта фаґфир ли маґфиратан мин ‘ибадика варẍамни иннака анта-ль-ґафуру-р-раẍим»

«О Аллах, поистине, я обижал самого себя много раз, а никто, кроме Тебя не простит грехов, прости же меня, даровав мне прощение, и помилуй меня, поистине, Ты Прощающий и Милосердный» (передал имам аль-Бухари).

5. Мольба после намаза-тахаджуд

От Абдула бин Аббас (да будет доволен ими Аллах) передаётся, что Посланник Божий ﷺ после совершения намаза-тахаджуд читал следующую мольбу:

اَللَّهُمَّ لَكَ الْحَمْدُ أَنْتَ قَيِّمُ السَّمَوَاتِ وَالْأَرْضِ ومَنْ فِيهِنَّ، ولَكَ الْحَمْدُ لَكَ مُلْكُ السَّمَوَاتِ وَالْأَرْضِ ومَن فِيهِنَّ، ولَكَ الْحَمْدُ أَنْتَ نُورُ السَّمَوَاتِ وَالْأَرْضِ ومَن فِيهِنَّ، ولَكَ الْحَمْدُ أَنْتَ مَلِكُ السَّمَوَاتِ وَالْأَرْضِ، ولَكَ الحَمْدُ أَنْتَ الْحَقُّ وَوَعْدُكَ الْحَقُّ، وَلِقَاؤُكَ حَقٌّ، وقَوْلُكَ حَقٌّ، والْجَنَّةُ حَقٌّ، وَالنَّارُ حَقٌّ، والنَّبِيُّونَ حَقٌّ، ومُحَمَّدٌ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسلَّمَ حَقٌّ، وَالسَّاعَةُ حَقٌّ. اَللَّهُمَّ لَكَ أَسْلَمْتُ، وبِكَ آَمَنْتُ، وعَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ، وإِلَيْكَ أَنَبْتُ، وَبِكَ خَاصَمْتُ، وإِلَيْكَ حَاكَمْتُ، فَاغْفِرْ لِي مَا قَدَّمْتُ وَمَا أخَّرْتُ، وَمَا أَسْرَرْتُ وَمَا أَعْلَنْتُ، أنْتَ الْمُقَدِّمُ، وَأَنْتَ الْمُؤَخِّرُ، لَا إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ

«Аллаhумма ляка-ль-ẍамду анта ḱаййиму-с-самавати валь-ари ва ман фиhинна ва ляка-ль-ẍамду ляка мульку-с-самавати валь-ари ва ман фиhинна ва ляка-ль-ẍамду анта нуру-с-самавати валь-ари ва ман фиhинна ва ляка-ль-ẍамду анта малику-с-самавати валь-ари ва ляка-ль-ẍамду анта-ль-ẍаḱḱун ва ва’дука-ль-ẍаḱḱун ва лиḱаука ẍаḱḱун ва ḱавлюка ẍаḱḱун ва-ль-джаннату ẍаḱḱун ва-н-нару ẍаḱḱун ва-н-набиййюна ẍаḱḱун ва Муẍаммадун ĉалля ллаhу hаляйhи ва салляма ẍаḱḱун ва-с-са’ату ẍаḱḱун. Аллаhумма ляка аслямту ва бика аманту ва ‘аляйка таваккальту ва иляйка анабту ва бика хаĉамту ва иляйка ẍакамту фаґфир ли ма ḱаддамту ва ма аххарту ва ма асрарту ва ма а’лянту анта-ль-муḱаддиму ва анта-ль-муаххиру, ля иляhа илля ант».

«О Аллах хвала Тебе! Ты управляешь всем тем, что на небесах и на земле, хвала Тебе, Тебе принадлежит власть, что на небесах и на земле, и всё, что там находится, хвала Тебе! Ты – свет небес и земли, и всего, что на них, хвала Тебе! Ты – Властелин всего, что на земле и небесах, хвала Тебе! Ты – истина, Твои обещания – истина, возвращение к Тебе – истина, Твоё слово – истина, Твой Рай – истина, Адский огонь – истина, Пророки – истина, Мухаммад ﷺ – истина, Час Суда – истина. О мой Господь! Я предался только Тебе, уверовал в Тебя, положился на Тебя, к Тебе я обратился, боролся с теми, кто не уверовал в Тебя, и лишь Тебя принял в качестве судьи, так прости же меня за всё совершённое ранее, и что я совершу после, и совершенное явно, и совершенное тайно. Ты продвигаешь вперёд и оставляешь позади, нет ничего и никого, достойного поклонения, кроме Тебя» (передал имам аль-Бухари).

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях

Витр намаз

На то, насколько важно совершать эту молитву указывают многие хадисы. Название витр намаз в переводе с арабского означает «нечетный», то есть данный намаз включает в себя нечетное число ракаатов: от одного до одиннадцати, но наиболее распространено, когда он совершается в три ракаата – является дополнительной молитвой в исламе, не входящих в число обязательных (фард), но относящаяся к важным молитвам, которые Пророк Мухаммад ﷺ никогда не оставлял. Читается после 5-го обязательного намаза Иша до утренней молитвы Фаджр.

Время совершения витр-намаза

Время, когда следует совершать его, по сунне приходится на момент после совершения молитвы Иша (последней пятой обязательной молитвы) и продолжается до зари.

Если верующий мусульманин ночью просыпается для того, чтобы совершить тахаджуд, то после него желательно совершить витр намаз. Если же нет уверенности в том, что мусульманин сможет встать ночью для этого, то лучше совершить его перед сном. Абу Бусра приводит слова Пророка Мухаммада ﷺ о том, что тем верующим, кто уверен, что сможет проснуться в последней трети ночи, должен совершать витр намаз в конце ночи, поскольку это самое лучшее время, ведь «намаз в конце ночи имеет свидетелей ангелов». Тем же, кто не уверен, что проснется, лучше совершать его в самом начале ночи.

Сунна или ваджиб?

Само совершение намаза витр – это узаконенная в Шариату сунна, то есть сунна муаккада. Имам Абу Ханифа придерживался мнения, что этот вид молитвы – ваджиб.

Как пять обязательных молитв, витр намаз не обязателен, но имеет более высокую степен важности, чем нафиль-молитва и сунна-молитва, так что оставление этой молитвы нежелательно.

По мнению шейхуль Ислама ибн Таймии, витр, который является сунной, нельзя пропускать, и если кто-то постоянно пренебрегает совершением витр намаза, то его свидетельство не будет браться в расчет. Он называл витр намаз самой лучшей молитвой из всех желательных молитв, более настоятельной, чем ратибат-молитва, добровольно совершаемая при молитве обеденной, ночной и вечерней, а также витр намаз является самой настоятельно рекомендуемой наряду с ратибатом до утренней молитвы.

Как совершить витр-намаз?

В составе молитвы витр определенное число намазов по два ракаата, а завершается нечетным намазом, который состоит из 1 ракаата.

Витр намаз, при котором совершают одиннадцать ракаатов, считают самым ценным, а ограничиваться только одним ракаатом нежелательно. Если совершается больше, чем три ракаата вместе с одним салямом, то в последнем ракаате читают один ташаххуд или в последних двух ракаатах читают два ташаххуда, но более двух нельзя читать. Самым предпочтительным будет совершить намаз витр по два ракаата, затем произносить салям, а в завершении прочитать один ракаат.

Нежелательно совершать витр намаз из трех ракаатов и одного саляма, поскольку этим мы уподобляем его вечернему, а его Пророк Мухаммад ﷺ запретил нам.

Есть вариант, когда он состоит из одного намаза, состоящего из четного числа ракаатов, которые выполняются непрерывно, их может быть от двух до десяти, а потом завершается намазом, в котором один ракаат. Нет обязательного предписания, что придерживаться следует одного из этих способов, можно чередовать методы совершения этой молитвы. Пророк Мухаммад ﷺ , как следует из некоторых хадисов, совершал эту молитву и тем способом, и другим.

Витр намаз из трех ракаатов может быть исполнен двумя разными вариантами:

  1. В первом варианте следует выполнить 2 ракаата, как это делают в обычной молитве двухракаатной, а затем совершают один ракаат, читая дуа «Кунут» перед совершением поясного поклона.
  2. Во втором варианте выполняют три ракаата подобно тому, как это делают в молитве Магриб, но есть отличие. Если в намазе Магриб, когда совершают земной поклон после совершения второго ракаата, читается молящимися ташаххуд, то при совершении витр намаза не читается, а следует сразу же встать на третий ракаат.

В данном видео приводится хадис о дуа, читаемом в намазе-витр:

По мнению ряда ученых, первый способ совершать витр намаз более предпочтителен. Его могут рассматривать в качестве части ночной молитвы, являющейся сунной, а завершать ее рекомендуют отдельным одним ракаатом. Читать его разрешается и после Иша-намаза сразу, и перед тем, как отойти ко сну, а также можно читать его во время последней трети ночи, и особая благодать содержится в это время. Если же у мусульманина есть опасения, что в период последней трети ночи он может не проснуться для того, чтобы совершить молитву, то лучше ему совершать его перед сном.

Какие суры читаются?

Когда совершают трехракаатный витр намаз, читать следует после того, как читается “Аль-Фатиха”, дополнительные суры – в первом ракаате “Аль-А ‘ ля”, во втором – “Аль-Кафирун”, а в третьем – “Аль-Ихляс”.

Дуа кунут

Дуа «Кунут» – мольба, которую читают в третьем ракаате: или до поясного поклона, или после в намазе витр.

Согласно одному из мнений, в есь год следует ежедневно читать дуа “Кунут”, как того требует Ханафитский мазхаб, по Шафиитскому мазхабу оно читается в течение второй половины священного месяца Рамазан.

По мнению некоторых ученых, это дуа всякий раз читать необязательно, когда совершаешь витр намаз, поскольку нет какого-либо указания, что каждый раз это дуа читал Пророк Мухаммад ﷺ .

Текст кунута

Дуа «Кунут» содержит такой текст: «О Аллах, веди меня прямым путем, подобно тем, кого Ты ведешь прямым путем, и избавь меня (от всего дурного), в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и благослови меня в том, что Ты даровал, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а о Тебе решений не принимают, и, поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот, с кем Ты стал враждовать! Благословенный Ты Господь наш, и Возвышенный!»” Абу Дауд 1425, ан-Насаи 3/248.

Читайте также:  Устроиться на работу: как магия может помочь найти заработок

Дуа кунут на арабском читаемое в последнем ракаате молитвы витр

Транскрипция: Аллахумма-хдини фи ман хадайт, уа ‘ афини фиман ‘ афайт, уатауалляни фиман тавалляйта, уабарикли фима а ‘ тайт, уакъини шарра ма кадайт, фаиннака такъды уаля юкъда ‘ аляйк, иннаху, ля йазиллю ман уаляйт, уаля я ‘ иззу ман ‘ адайт, табаракта Раббана уата ‘ аляйт.

Пророком ﷺ достоверно установлена только эта единственная мольба къунут.

После произнесения этой мольбы можно обратиться к Всевышнему с мольбой за посланника Аллаха ﷺ , сподвижники поступали так, а среди них был и Убай ибн Ка ‘ б, и Абу Халима Му ‘ аз аль-Ансари – эти сподвижники делали так во время Рамадана в витре.

Передается также, что во время в итра ‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил в дуа кунут следующее: «О Аллах, Тебе мы поклоняемся. Тебе молимся и пред Тобой совершаем земные поклоны, к Тебе устремляемся и спешим, о Твоём милосердии просим и Твоего наказания страшимся, поистине, наказание Твоё постигнет неверных! О Аллах, поистине, мы просим Тебя о помощи, и просим Тебя о прощении, и благодарим Тебя за благо, и не являемся неверующими в Тебя, и веруем в Тебя, и покоряемся Тебе и отрекаемся от тех, кто в Тебя не верует». аль-Байхакый 2/211.

Транскрипция: Аллахумма, ийака на ‘ буд, уаляка нусалли уа насджуд, уа илейка нас’а уанахфид, нарджу рахматак, уанахша ‘ азабак, инна ‘ азабака биль-кяфирина мульхак. Аллахумма, инна наста ‘ инука, уа настагъфирук, уанусни ‘ аляйкя-льхайра, уаля накфурук, уа ну’мину бика, уанахда ‘ у ляк, уанахля ‘ у ман йакфурук.

То, что сподвижники поступали так, указывает, что к Аллаху можно во время кунута обращаться с любой мольбой помимо той, которой своего внука обучил Пророк Мухаммад ﷺ .

Если дуа «Кунут» совершающий молитву мусульманин не знает, он может вместо него произносить текст: “Раббанаа аатина фид-дуньяя хасанатан, ва филь-аахырати хасанатан ва кынаа азаабан-наар“, который переводится как просьба к Господу дать верующему благое в настоящей земной жизни и будущей, а также защитить от мучений Ада.

Обязательность дуа-кунут

В связи с витр намазом часто задают вопросы относительно совершения мольбы Кунут. Ее произносят в последнем ракате витр намаза и, по мнению некоторых ученых, эта мольба является обязательной, и если ее оставляешь, то после должен искупить это совершением саджда сахуа, то есть искупительных земных поклонов. Читать эту молитву можно как до совершения поясного поклона, так и после него, но читать до поясного поклона предпочтительнее, поскольку именно так делал Пророк Мухаммад ﷺ , как о том свидетельствуют шейх аль-Альбани и хафиз аль-Иракый.

Зикр после намаза-витр

Пророк Мухаммад ﷺ , когда завершал витр намаз, произносил три раза вслух слова “Субхааналь-маликиль-куддуус” , перевод на русский: ” Слава Святому Владыке (Аллаху)”.

Совершение витра путешественником

Витр намаз относится к сунна-намазам, то есть желательным, и его время – после ночной молитвы до утренней. Мусафир, то есть тот, кто находится в пути, может перенести ночную молитву, совершая ее после вместе с вечерней, и витр намаз он может совершить после этого, не дожидаясь времени, когда следует совершать ночную молитву.

Читается одним молящимся или джамаатом?

Совершается витр намаз без джамаата, то есть индивидуально, и только в период Рамазана рекомендуется совершать его коллективно, то есть джамаатом. Во вторую половину Рамазана в стоянии после совершения поясного поклона в последнем ракаате рекомендуется произносить молитву «аль-Кунут».

Из всех намазов-сунна витр намаз – самый ценный из тех, что совершаются без джамаата, то есть индивидуально. Также он ценнее, чем ратибаты, который относятся к сунна-намазам и совершают их вместе с молитвами фарз, то есть обязательными.

Ценность витр-намаза

Мазхаб имама Абу-Ханифы обозначает совершение этой молитвы ваджибом, то есть необходимым, поэтому не следует пропускать ее.

В ряде хадисах говорится о том, какой ценностью обладает витр намаз: в приведенном ат-Тимирзи хадисе, который также привели Абу-Дауд, ибну Маджах и ан-Насаи, сказано: «Поистине, Аллах – витр (то есть Один), и Он любит витр. О народ Корана, соблюдайте витр».

Эта молитва обладает рядом достоинств. На это особенно указывает тот факт, что Пророк Мухаммад ﷺ постоянно совершал эту молитву, даже если находился не дома, а в путешествии, и одно это уже указывает на его важность. По постановлению Шариата, витр намаз является сунна муаккада, то есть сунной усиленной.

Если пропустил, можно ли восполнить?

В случае пропуска этой и ночной молитвы, нужно сначала возместить ночную молитву, а потом возместить витр намаз.

Возмещение витр намаза, если верующий пропустил ее, считают дозволенным многие ученые, и на это указывал сам Пророк Мухаммад ﷺ в хадисе, переданном Абу Саидом Худри. Сунна – его возмещение в процессе молитвы «духа» до восхода солнца. Возмещая витр намаз, следует его совершать не нечетным, а парным числом ракаатов.

Молитва тахаджуд: достоинства и порядок совершения

Тахаджуд – особый вид дополнительной молитвы (нафль), выполняемой в ночное время. Его название образовано от арабского глагола «тахаджада», что означает «вставать ночью». Согласно Шариату, за её совершение человеку полагается награда, а за оставление – нет греха.

Осуществление этого обряда поклонения Аллаху дозволено в период между ночным (ясту, иша) и утренним (сабах, фаджр) намазами. Однако наилучшим временем считается заключительная часть ночи, о чём гласит хадис: «Когда приходит заключительная 1/3 ночи, Всевышний нисходит к нижнему небу и произносит: «Кто из рабов Моих поминает Меня, дабы Я ответил на все его мольбы? Кто просит прощения за грехи, дабы Я простил ему их?» (Бухари).

Заключительный Божий посланник (с.г.в.) регулярно практиковал эту молитву. Даже когда он заболевал, то молился сидя. После ясту-намаза он ложился спать, а затем просыпался и читал тахаджуд. При этом молитву витр лучше выполнять после тахаджуда. Но если человек сомневается, что сможет проснуться, то витр нужно прочитать после ночного намаза.

Число ракаатов в тахаджуд-намазе

В Шариате строго не оговаривается количество допустимых ракаатов этой молитвы. Известно, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) совершал разное их количество. Однажды его супругу Аишу (р.а.) спросили об этом. На что та ответила: «Его молитва состоит из семи, девяти или одиннадцати ракаатов» (Бухари). С учётом того, что Посланник Аллаха (с.г.в.) по ночам выполнял три ракаата витр-намаза, на тахаджуд приходилось четыре, шесть либо восемь ракаатов. Также дозволено совершать и два ракаата. Исходя из этого, продолжительность данной молитвы варьирует в промежутке от двух до восьми (чётное число) ракаатов.

Несмотря на то, что некоторые богословы считают дозволенным совершать и 10, и 12 ракаатов, большинство учёных придерживаются мнения о недопустимости делать свыше восьми, так как существует угроза совершения греха нововведения (бид`а).

Желательно выполнять тахаджуд-намаз по 2 ракаата, как это делал Пророк (с.г.в.), но дозволено и по 4. Порядок чтения аналогичен традиционному суннат-намазу, но с одним отличием: если верующий совершает четыре ракаата, то в начале третьего перед сурой «аль-Фатиха» нужно прочитать дуа «Субханака»:

«CУБХАНА-КАЛЛАХУММА УА БИХАМДИКЪ, УА ТАБАРА-КАСМУКЪ, УА ТА’АЛЯ ДЖАДДУКЪ, УА ЛЯЯ ИЛЯЯХА ГАЙРУКЪ»

Перевод смысла: «Слава и хвала тебе, Аллах! Твоё имя благочестиво, Твоё величие превыше всего. И нет никого достойного поклонению, кроме Тебя».

Достоинства молитвы тахаджуд

1. Большая награда

За совершение этого нафль-намаза человеку полагается значительный саваб. В Своей Книге Аллах говорит:

«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господину. Ни один человек не знает, какие услады для очей сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (32:16-17)

Кроме того, к совершению тахаджуда желательно побуждать и своих родных, которые так же могут стать обладателями величайшей милости Творца. Божий Посланник (с.г.в.) сказал: «Если верующий, проснувшись ночью сам, разбудит свою жену для совершения молитвы, имена обоих Господь запишет в качестве регулярно Его поминающих» (Ибн Маджа).

2. Большое внимание со стороны Посланника Аллаха (с.г.в.)

Как уже отмечалось выше, Пророк (с.г.в.), чьему примеру должны следовать все правоверные, регулярно молился по ночам, даже когда чувствовал недомогания. Со слов Аиши (р.а.) передаётся, что её муж никогда не оставлял данную молитву (Бухари). Этот факт говорит о важности тахаджуд-намаза для мусульманской уммы.

3. Принятие дуа

После выполненного тахаджуда существует большая вероятность того, что мольбы верующего окажутся приняты Аллахом. В одном высказывании Милости миров Мухаммада сказано: «Каждую ночь наступает момент, в который все дуа выполняются Господом» (Муслим). В данном случае речь идёт о последней 1/3 ночи.

4. Лучший намаз

Тахаджуд считается наиболее значимым среди молитв нафль. В хадисе подчёркивается: «Лучший из дополнительных намазов – это тахаджуд» (Ахмад). Верующий ради Творца нарушает свой сон и прерывает его для поклонения.

5. Приближение к Аллаху

Пророк (с.г.в.) отмечал: «Тахаджуд удерживает верующего от грехов и приближает к Создателю» (Тирмизи). Смысл хадиса в том, что посредством совершения молитвы ночью мусульманин повышает уровень своего имана, который, в свою очередь, ведёт к уменьшению грехов.

6. Освобождение от ужасов в могиле

Пророческое высказывание гласит: «Тахаджуд отдаляет от мучений в могиле» (Ибн Маджа). Дело в том, что люди, которые в течение земной жизни совершали много грехов, начнут мучиться уже в могиле. Вставая по ночам для поклонения, верующие обретают саваб, который, по воле Аллаха, поможет им избежать этой участи.

В какие дни нужно молиться по ночам

В году существует несколько дней, в которые следует уделить особое внимание совершения молитвы тахаджуд. Считается, что в эти дни благие деяния человека Всевышним увеличиваются в многократном объёме. К таким дням относятся: завершающие 10 ночей месяца Рамазан, первые 10 в месяце Зуль-Хиджа, ночь середины месяца Шаабан, девятая ночь месяца Мухаррам (Ашура), ночь перед праздниками Ураза- и Курбан-байрам.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Тахаджуд Вид молитвы Дуа Кунут: читать текст и делать намаз по сунне пророка

Тахаджуд намаз

Аллах Всевышний в Коране говорит:

يَا أَيُّهَا الْمُزَّمِّلُ * قُمِ اللَّيْلَ إِلَّا قَلِيلًا * نِّصْفَهُ أَوِ انقُصْ مِنْهُ قَلِيلًا * أَوْ زِدْ عَلَيْهِ وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلًا

«О закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением». (Сура Аль-Музаммил, 1-4 аяты)

Самое благородное из дополнительных, добровольных (нафиль) намазов это – ночной намаз тахаджуд. Слово «тахаджуд» происходит от слова «хужуд», которое означает «сон», а значение слово «тахаджуд» – просыпаться от сна.

Тахаджуд – это нафиль-намаз, который совершается после обязательного ночного намаза (иша), после короткого сна во второй половине ночи. Всевышний Аллах наделит огромными блогами тех кто встает ночю с целью поклонятся Ему, в то время когда все люди погружены в глубокий сон.

Достоинство Тахаджуд намаза

Коран описывает правоверных мусульман следующим образом:

“تَتَجَافَىٰ جُنُوبُهُمْ عَنِ الْمَضَاجِعِ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ خَوْفًا وَطَمَعًا وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ * فَلَا تَعْلَمُ نَفْسٌ مَّا أُخْفِيَ لَهُم مِّن قُرَّةِ أَعْيُنٍ جَزَاءً بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ”

«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в качестве воздаяния за то, что они совершали» сура Ас-Саджда, 16–17 аяты.
Пророк Мухаммад ﷺ в одном из многих хадисов в которых отмечал величие тахаджуд намаза, сказал:

“عَلَيْكُمْ بِقِيَامِ اللَّيْلِ فَإِنَّهُ دَأَبُ الصَّالِحِينَ قَبْلَكُمْ ، وَهُوَ قُرْبَةٌ لَكُمْ إِلَى رَبِّكُمْ ، وَمَكْفَرَةٌ لِلسَّيِّئَاتِ ، وَمَنْهَاةٌ عَنِ الْإِثْمِ”

«Вставайте ночью молиться, поистине это обычай праведных людей до вас, который приблизит вас к Аллаху, искупит ваши маленькие грехи, воздержит вас от греха»
в другом хадисе говорится:

“إِنَّ فِي الْجَنَّةِ غُرَفًا، يُرَى ظَاهِرُهَا مِنْ بَاطِنِهَا، وَبَاطِنُهَا مِنْ ظَاهِرِهَا أَعَدَّهَا اللَّهُ لِمَنْ أَلَانَ الْكَلَامَ، وَأَطْعَمَ الطَّعَامَ، وَتَابَعَ الصِّيَامَ، وَصَلَّى بِاللَّيْلِ وَالنَّاسُ نِيَامٌ”

«Поистине в Раю есть такие покои (комнаты), изнутри которых видно то, что снаружи, а снаружи видно то, что внутри». Аллах приготовил их для тех, чьи речи были хорошими, кто кормил людей, постоянно постился и молился Аллаху по ночам, когда люди спали»

В сборнике хадисов приведенный Ибн Маджой говорится: «Если кто-либо, проснувшись, разбудит супругу, и они вместе совершат двухракаатный намаз, имена их обоих Аллах запишет среди имён мужчин и женщин, постоянно поминающих Аллаха»

В хадисе приведенный Сахихе Бухарии Масрук говорит следующее: «Когда я спросил у Айши (да будет доволен ею Аллах) о ночном намазе посланника Аллаха, она ответила: Его намаз помимо утреннего намаза состоит из семи (три из них витр), девяти (из них три витр) и из одиннадцати ракаатов (три из них витр)». Еще в одном хадисе приведенный Сахихе Бухарии мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк в ночном намазе совершал тринадцать ракаатов. Три из них витр и два ракаата сунны утреннего намаза».

Со сколький ракатов состоит тахаджуд намаз?

Тахаджуд намаз Посланник Аллаха ﷺ читал по разному. Иногода он читал два, четыре, иногда шесть или восемь ракаатов. Следуя им, ученые пришли к выводу, что тахаджуд намаз совершается наименьшее из двух ракаатов, а наибольшее из восьми ракаатов.
Разрешается читать и по два ракаата и по четыре, но мустахабом является читать по два ракаата.

Читайте также:  Сура Ясин: как правильно читать Вид молитвы Дуа Кунут из Корана

Время тахаджуд намаза

Время совершения тахаджуд намаза наступает после обязательной ночной молитвы (иша) и длится до начала утреннего намаза. Но, самое благое время для совершения тахаджуд намаза является последняя третья часть ночи, т.е. если промежуток времени от заката до наступления времени утренней молитвы разделить на три части, то тахаджуд предпочтительнее совершать в третьей части (время до утреннего намаза) разделенной времени. В хадисе говорится, что в это время будут приняты наши покаяния и мольбы. Способ чтения тахаджуда по суннату является следующим: прочитав ночной намаз, ложитесь спать, затем встаёте и читаете тахаджуд. Витр намаз совершается после тахаджуд намаза. А, если кто-то не уверен в том, что проснётся ночью, должен совершить «витр намаз» перед сном. В случае чтения тахаджуда совершать три рака‘ата витр вместе с тахаджудом также является суннатом. Но если витр уже прочитан после ночного намаза, тогда после тахаджуда второй раз его читать не надо, потому что Посланник Аллаха ﷺ запретил читать витр два раза за одну ночь.

Время сухур – охватывает 1-2 часа до наступления утренней молитвы, это время также называют одна шестой частью ночи.
Однако если просмотреть некоторые хадисы, то согласно им Пророк ﷺ в первой половине ночи спал и в последний части ночи совершал намаз. После совершения намаза лежал в постели и вставал, как только слышал голос муэдзина призывающего на утреннюю молитву. Если было необходимо, совершал полное омовение (гусль), а если нет, то совершал малое омовение (вуду).
В Ханафитском мазхабе считается благим деянием совершать тахаджуд намаз во второй части ночи, а в первой части ночи следует спать.

О люди Ислама! Если вы хотите получить милость Аллаха, то по чаще совершайте тахаджуд намаз. Да укрепит нас Аллах в Исламе! Амин!

Тахаджуд Вид молитвы Дуа Кунут: читать текст и делать намаз по сунне пророка

СТАТЬИ

  • Академия Корана: Наша цель – помочь вам получить наивысшую награду Аллаха Об АкадемииОбразование онлайн становится популярнее с каждым днем, ведь.
  • Изучение Арабского языка и Таджвида Отличный Сайт! Я с этого сайта с 0 нуля выучил арабский алфавит, потом научился.
  • Обучение намазу (необходимый минимум) بسم الله.

Намаз Витр и Дуа Кунут: взгляд с позиции 4 мазхабов

В религиозной практике мусульман отдельного внимания заслуживает намаз витр. Его хукм (положение), по мнению практически всех богословов, находится на уровне сунны-муаккада.

Само слово «витр» переводится как нечётный, что указывает на количество ракаатов в этом намазе. Время его совершения – с того момента, как прочитана ночная молитва (иша), до рассвета, то есть начала утреннего намаза.

Согласно ханафитскому мазхабу, пропуск молитвы витр должен быть восполнен в другое время, тогда как в рамках остальных трёх богословско-правовых школ такой необходимости нет. В сборниках авторитетнейших хадисоведов можно найти множество изречений Пророка Мухаммада (Мир ему и благословение Аллаха), в которых говорится о необходимости совершения этой молитвы, если человек хочет быть из тех, кто стремится последовательно совершать сунну. В частности, можно привести в качестве примера следующий хадис: «Витр является обязанностью. Тот человек, кто считает ненужным выполнять эту молитву, не из нас» (Абу Дауд, аль-Хаким, Ахмад).

Порядок выполнения молитвы витр

Относительно порядка совершения этой молитвы среди учёных различных мазхабов есть небольшие разногласия. Представим здесь все способы совершения намаза витр.

1. Согласно ханафитской и маликитской богословско-правовым школам, считается самым приемлемым решением совершить три ракаата. Порядок в этом случае аналогичен тому, как предписано совершать вечернюю молитву (магриб). Исключением является только то, что в каждом из трёх ракаатов читается кораническая сура, а в третьем – ещё и дуа-кунут. Доказательством дозволенности совершать витр-намаз именно так является хадис, переданный Айшой (Да будет доволен ею Аллах): «Пророк (Мир ему и благословение Аллаха) совершал витр в три ракаата, произнося приветствие (салям) только в самом конце молитвы» (Муслим).

2. Согласно другому способу, который разрешён в рамках шафиитского и ханбалитского мазхабов, витр также совершается в три ракаата, но сидение (кууд) во втором ракаате не делается – молящийся сразу же встаёт и читает «Фатиху», дополнительную суру, делает такбир, произносит дуа-кунут и завершает молитву в обычном порядке. Аргумент в пользу этого способа так же есть в Пречистой сунне. Ан-Насаи и Хаким приводят хадис, согласно которому посланник Всевышнего Мухаммад (Мир ему и благословение Аллаха) выполнял молитву без сидения между вторым и третьим ракаатом.

3. В рамках маликитского мазхаба распространена манера чтения этого намаза, по которому молитва фактически делится на две части. Сначала совершаются два ракаата посредством произнесения приветствия (саляма). Далее делается небольшая пауза, после которой молящийся читает ещё один ракаат. От Ибн Умара приводится хадис, согласно которому Пророк Мухаммад (Мир ему и благословение Аллаха) делил витр-намаз на две части: два ракаата с приветствием и один ракаат (Ахмад).

4. Совершение более, чем три ракаата (пять, семь, одиннадцать). Такой порядок разрешён в шафиитском и ханбалитском мазхабах. Кроме того, в рамках этих двух богословско-правовых школ можно совершать витр-намаз и в один ракаат, на что есть соответствующие доказательства из сунны посланника Всевышнего (Мир ему и благословение Аллаха). Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, в котором Пророк Мухаммад (Мир ему и благословение Аллаха) отмечает, что в случае скорого наступления рассвета допустимо прочитать молитву витр в один ракаат.

Суры и дуа намаза витр

Описание совершения молитвы витр будет неполным, если не упомянуть о том, какие именно суры и дуа в ходе неё читаются. В первом ракаате вслед за «Фатихой», согласно сунне Пророка Мухаммада (Мир ему и благословение Аллаха), молящемуся надлежит использовать суру «А’ля» (87:1-19). Во втором ракаате читается в качестве дополнительной сура «Кафирун» (109:1-6). В третьем ракаате молящемуся следует читать суру «Ихлас» (112:1-4).

В намазе витр в третьем рака’ате также необходимо читать дуа-кунут. Молящийся, если он следует мазхабу Абу Ханифы, должен читать дуа-кунут до совершения рукугъ (поясного поклона). По завершению чтения аятов «Ихлас» он поднимает руки до ушей, произнося такбир, потом опускает их. Далее (не вслух) необходимо прочитать дуа-кунут, после которой совершается поясной поклон и намаз завершается в обычном порядке. В шафиитском мазхабе эти действия совершают несколько по-иному. Верующий делает рукугъ, возвращается в вертикальное положение кыям, воздевает руки к груди и вслух произносит дуа-кунут. Важно отметить, что в шафиитском мазхабе чтение дуа-кунут в данном намазе вменяется в обязанность только во 2-й половине священного месяца Рамадан. В маликитском мазхабе дуа-кунут может быть прочитана как до поясного поклона, так и после него. Однако в его рамках не нужно воздевать руки к груди и вслух произносить молитву. В рамках ханбалитского мазхаба молящийся читает дуа-кунут после поясного поклона, поднимая руки до груди.

Сообщается что Аль-Хасан сын Али, да будет доволен ими Аллах, cказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, научил меня мольбе кунут:

اللًَّهُمَّ اهْدِنِي فِيمَنْ هَدَيْتَ، وَعَافِنِي فِيمَنْ عَافَيْتَ، وَتَوَلَّنِي فِيمَنْ تَولَّيْتَ، وَبَارِِِكْ لِي فِيمَا أعْطَيْتَ، وَقِنِي شَرَّمَا قَضَيْتَ، فَإنَّكَ تَقْضِي وَلاَيُقْضَى عَلَيْكَ، إنَّهُ لاَيَذِلُّّ مَنْ وَالَيْتَ وَلاَيَعِزٌّ مَنْ عَادَيْتَ، تَبَارَكْتَ رَبَّنَا وَتَعَالَيْتَ

Аллаhумма-hдини фи ман hадайт, уа ’афини фиман ’афайт, уатауалляни фиман тавалляйт, уабарикли фима а’тайт, уакыни шарра ма кадайт, фаиннака такды уаля юкда ’аляйк, иннаhу ля йазиллю ман уаляйт, уаля я’иззу ман ’адайт, табаракта Раббана уата’аляйт.

«О Аллах, веди меня прямым путем, подобно тем, кого Ты ведешь прямым путем, и избавь меня (от всего дурного), в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и благослови меня в том, что Ты даровал, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а о Тебе решений не принимают, и, поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот, с кем Ты стал враждовать! Благословенный Ты – Господь наш, и Возвышенный!»» (Хадис приводят Абу Дауд, ан-Насаи. Достоверность хадиса подтвердили ат-Тирмизи, аль-Хаким, имам ан-Навави, Ахмад Шакир и аль-Альбани)

Передаётся, что Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, во время витра в дуа-кунут говорил:

اللَّهُمَّ إيَّاكَ نَعْبُدُ، وَلَكَ نُصَلِّي وَنَسْجُدُ، وَإلَيْكَ نَسْعَى وَنَحْفِدُ، نَرْجُو رَحْمَتَكَ، وَنَخْْشَى عَذَابَكَ، إنَّ عذَابَكَ بِالْكَافِرِينَ مُلْحَقُ. اللَّهُمَّ إنَّا نَسْتَعِينُكَ، وَ نَسْتَغْفِرُكَ، وَنُثْنِي عَلَيْكَ الْجَيْرَ، وَلاَ نَكْفُرُكَ، وَنُؤْمِنُ بِكَ، وَنَخْضَعُ لَكَ، وَنَخْلَعُ مَنْ يَكْفُرُكَ

Аллаhумма, иййакя на’буд, уалякя нусалли уа насджуд, уа иляйка нас’а уанахфид, нарджу рахматак, уанахша ’азабак, инна ’азабака биль-кяфирина мульхак. Аллаhумма, инна наста’инука, уа настагъфирук, уанусни ’аляйкя-льхайра, уаля накфурук, уа ну’мину бикя, уанахда’у ляк, уанахля’у ман йакфурук.

«О Аллах, Тебе мы поклоняемся. Тебе молимся и пред Тобой совершаем земные поклоны, к Тебе устремляемся и спешим, о Твоём милосердии просим и Твоего наказания страшимся, поистине, наказание Твоё постигнет неверных! О Аллах, поистине, мы просим Тебя о помощи, и просим Тебя о прощении, и благодарим Тебя за благо, и не являемся неверующими в Тебя, и веруем в Тебя, и покоряемся Тебе и отрекаемся от тех, кто в Тебя не верует». (Приводит аль-Байхакы. Иснад достоверный)

Также факт использования сподвижниками других формулировок мольб указывает на то, что во время кунута можно обращаться к Аллаху с любой мольбой, а не только той, которой обучил посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, своего внука аль-Хасана.

Хукм дуа кунут в молитве фаджр

Более верно, что кунут в молитве фаджр не делается, кроме как случится какое то событие у мусульман, и тогда делается кунут по приказу правителя мусульман.

Сказал имам Ибн Кудама аль-Макдиси: “Не является желательным кунут в молитве фаджр, и ни в какой другой из молитв помимо витра. И это слово (помимо Ахмада) – слово ас-Саури, и Абу Ханифы.

И передано это от Ибн Аббаса, и Ибн Умара, и Ибн Мас’уда, и Абу Дарды. И сказали Малик, и Ибн Аби Лейла, и аль-Хасан Ибн Солих, и аш-Шафии, что желательно делать кунут в утренней молитве во все времена, поскольку Анас сказал: “Не прекращал Посланник Аллаха делать кунут в молитве фаджр, до тех пор пока не умер” . Передал его имам Ахмад, в “Муснаде”.

И Умар делал кунут в утренней молитве, в присутствии сподвижников, и других саляфов.

Мы же опираемся на то, что передано, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал кунут месяц, делая дуа против племен арабов, а затем оставил его – передал это Муслим.

Читайте также:  Снятие порчи на кладбище: как снять и его последствия

И передали Абу Хурейра, и Ибн Мас’уд, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, подобное.

И от Абу Малика, что он сказал: “Я спросил своего отца: о отец, ты молился за Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакром, и Умаром, и Усманом, и Али, здесь, в Куфре, около пяти лет, так делали ли они кунут? Он сказал: о сынок, это новшество!”

Сказал ат-Тирмизи: “Этот хадис – хороший, достоверный, и работа по нему у большинства людей знания”

Сказал Ибрахим ан-Нахаи: “Первым кто сделал кунут в утренней молитве, был Али, и это потому, что он был воюющим человеком, делавшим дуа против своих врагов”

И передал Саид Ибн Мансур в своем “Сунане”, от Хушейма, от Урвы аль-Хамзани, от аш-Шаби, что он сказал: “Когда сделал Али кунут в утренней молитве, выразили люди ему порицание, и он сказал: “Я только попросил помощи над этим нашим врагом”.

И от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что он сказал: “Истинно, Посланник Аллаха, да благолословит его Аллах и приветствует, не делал кунут в молитве фаджр, кроме как когда делал дуа о помощи каким-то людям, или против каких-то людей” Передал его Саид.

И хадис Анаса несет в себе вероятность того, что он имел ввиду длительное стояние, ведь оно зовется “кунутом” в арабском языке. А кунут Умара несет в себе вероятность того, что это было во времена ан-науазиль (серьезных событий), ведь поистине, большинство передач от него свидетельствуют, что он не делал кунут, передали это от него большая группа, и это доказывает, что его кунут был во время какого то события” См. “Аль-Мугни”, 3/368-369

Однако разногласие в этом вопросе допустимо.

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: “Если имам делает то, в чем допустим иджтихад, то следуем за ним ма’мум, даже если не согласен с этим – как например кунут в молитве фаджр.. а когла стоит тот, кто считает кунут законным, за тем, кто его не считает таковым – он следует за имамом в его оставлении” “Аль-Фатауа аль-кубра”, 4-324

Аллах знает лучше.

Дуа-кунут как в утреннем, так и в других намазах читается во время чрезвычайных происшествий выпадающих на долю мусульманской уммы (землятресение, война, голод, цунами и т.д). Такой кунут называют “кунут ан-навазиль” в отличии от “кунут аль-витр”.

В том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, читал дуа-кунут в утренних намазах, равно как и в других намазах, именно в таких ситуациях, нет сомнений. А для того чтобы считать правомерным постоянное чтения Кунут в утреннем намазе и включении его в один из элементов утренней молитвы нет достаточных оснований. Однако такое мнение известно в шафиитском мазхабе, при том что положение “кунута” может там разнится между просто желательным действием или же более того, когда пропустившему предписывается совершить суджуд-сахву. Поводом для этого мнения послужил ряд недостоверных хадисов, основным из которых является передаваемый со слов ِАнаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что ما زال رسول الله صلى الله عليه وسلم يقنت في صلاة الغداة حتى فارق الدنيا

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, не переставал делать кунут в утреннем намазе, пока не покинул этот мир. (хадис приводят абдур-Раззак и др.). В цепочке передатчиков этого хадиса присутствует Абу Джафар ар-Рази, которого многие из хадисоведов охарактеризовали как “слабого” передатчика.

К примеру о нем сказали:

– Ахмад ибн Ханбаль: не является сильным в передаче хадисов.

– Амр ибн Али: в нём “слабость”, из-за плохой памяти, хотя он и правдив

– Абу Зар’а: преклонного возраста, много теряется

– Ан-Насаи: не является “сильным”

– ибн Хиббан: передает “отвергаемое” от “признанных”

– Аль-Фалляс: с плохой памятью

– ибн аль-Мадини: он путает

шейх аль-Альбани в книге “Ас-сильсиляту Ад-Да’ифату валь-Мавду’ату” (3/284) назвал это хадис “мункар”, (отвергаемый).

Вообщем признание дуа-кунута одним из элементов утреннего намаза не имеет надежного обоснования, и большинство ученых не считают его таковым. Среди них также есть и ученые шафиитского мазхаба, к примеру Абуль-Хасан аль-Карджи аш-Шафии (умер в 532 году по хиджре) не совершал кунут в утреннем намазе и говорил: “На это нет достоверного хадиса”. Причём их суждения по поводу постоянного чтения кунута в утреннем намазе расходятся между признанием этого действия нежелательным или даже нововведением. Одним из доводов того что Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, не читал дуа-кунут в утреннем намазе всегда, является достоверный хадис передаваемый со слов Абу Малика аль-Ашджа’и, который сказал:

عن أبي مالك الأشجعي قال : قلت لأبي : يا أبت قد صليت خلف رسول الله صلى الله عليه وسلم وخلف أبي بكر وعمر وعثمان وعلي رضي الله عنهم أفكانوا يقنتون في الفجر ؟ فقال : (أي بنيّ مُحدَث) رواه الخمسة إلا أبا داود

Я спросил своего отца: “О отец, поистине ты совершал молитвы за Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, и за Абу Бакром, Умаром, Усманом и Али, да будет доволен ими Аллах. Читали ли они “кунут” в утренней молитве? На что он ответил: О, сынок мой, это новое” (Хадис приводят пятеро авторов шести известных хадисо-сборников кроме Абу Дауда).

Таким образом, чтение дуа-кунут в утреннем намазе каждый раз не является Сунной, и совершать два суджуда при его невыполнении не следует. Однако является Сунной совершать кунут по случаю бедствий как в утреннем так и в других намазах.

Намаз Истихара и порядок ее совершения

Как правильно делать намаз Истихару, что нужно читать и какие дуа использовать для ее совершения?

Как пришло в хадисе, который передал Аль-Бухари, и другие, от Джабира, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обучал нас молитве истихара, так как обучал нас суре из Корана, и говорил:«Когда кто-нибудь из вас захочет сделать что-либо, пусть совершит молитву помимо обязательных, в два раката, а потом скажет:

«О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу Тебя о Твоей великой милости, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом (от людей)! О Аллах, если Ты знаешь, что это дело (здесь человеку следует сказать, чего он хочет) станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой жизни и жизни будущей), то предопредели его мне и облегчи его для меня, а потом дай мне Твоё благословение на это; если же Ты знаешь, что это дело станет злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой жизни и жизни будущей), то отврати его от меня, и отврати меня от него, и предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им»

Транскрипция для намаза Истихара


Транскрипция дуа для намаза Истихара

В транскрипции на фото есть неточность. Читать нужно так:

Аллахумма инни астахирука би ‘ильмика ва астакъдирука би къудратика ва асъалюка мин фадликаль Азым, фа иннака такъдиру ва ля акъдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму ва анта ‘аллямуль г’уйуб. Аллахумма ин кунта та’ляму анна хазаль амра (затем он уточнит своё дело) хайрун ли фи дини ва ма’аши ва ‘акъибати амри (или: ‘аджилихи ва аджилихи) , факъдурху ли ва йассирху ли сумма барик ли фихи.

Ва ин кунта та’ляму анна Хазаль амру шаррун ли фи дини ва ма’аши ва ‘акъибати амри (или ‘аджилихи ва аджилихи) фасрифху анни васрифни анху , вакъдурлил хойра хьайсу канна сумма ардыни бихи.

Приведем некоторые пользы об этой молитве:

  • 1. Слова Пророка «Совершить что либо..» – это обобщенные слова, под которыми подразумевается частное
  • Примером того, где уместна истихара, служит например женитьба, или открытие какого-то бизнеса, и др. см. «Шарх Сунан Аби Дауд», 8-304
  • 2. Слова Джабира: «..обучал нас молитве истихара, так как обучал нас суре из Корана..». Сказал шейх Мухаммад Али Адам аль-Асьюби: «То есть: уделял внимание истихаре такое же, какое уделял суре из Корана, и это по причине великой пользы от этой молитвы, и обобщенности этой пользы» см. «Шарх ан-Насаи», 27-175
  • 3. «Захотел совершить что либо..» – ученые разногласят, имеется ли ввиду, что это лишь то, что мелькнуло в мыслях, или то, что человек твердо настроился сделать. Сказал шейх Мухаммад Али Адам аль-Асьюби: «Первый вероятный смысл является очень далеким от смысла хадиса, и не следует оборачиваться к нему, и обязательно отнести это ко второму вероятному смыслу» (то есть, что истихара читается только когда уже есть серьезное намерение совершить что-то) см. «Шарх ан-Насаи», 27-176
  • 4. «Два ракаатаа» – сказал шейх Мухаммад Али Адам аль-Асьюби: «Сунна – ограничится на двух ракаатах, как пришло это в хадисе» см. «Шарх ан-Насаи», 27-176
  • 5. «..Молитву помимо обязательных..» – в этом далиль на то, что недостоверно и не узаконено дуа аль-истихары после обязательных молитв см. «Аун аль-ма’буд», 3-461, «Шарх зад аль-мустакни’», 7-50. Что же касается рауатиб, то более верным из мнений ученых является то, что два ракаата истихары требуются сами по себе, поэтому она выполняется отдельно от всех других молитв.
  • 6. Сказал ан-Навави, что желательно читать в этих двух ракаатах суры «Аль-Кафирун» и «Аль-Ихляс». Сказал хафиз аль-Иракы в «Шарх ат-Тирмизи»: «Я НЕ НАШЕЛ далиля на это» см. «Шарх ан-Насаи», 27-177. Сказал шейх Мухаммад Али Адам аль-Асьюи: «То, что они (ан-Навави, и другие) сказали, нуждается в далиле, и если есть достоверный далиль, то и мы скажем согласно его указанию, а противном же случае в читаемых сурах нет ограничения чем-то, что упомянуто, и в этом вопросе широта выбора» см. «Шарх ан-Насаи», 27-177.
  • 7. «А потом пусть скажет..» – сказал шейх Мухаммад Али Адам аль-Асьюби: «Эти слова явны в указании на то, что дуа читается после завершения молитвы» см. «Шарх ан-Насаи», 27-177. Сказал Ибн Аби Джамра: «Мудрость в том, что молитва делается перед дуа, то, что цель истихары – собрать между благом дунья, и благом последней жизни, и для этого нужно постучаться в дверь Царя, и нет ничего лучше способствующего успеху в этом, чем молитва, благодаря тому возвеличиванию Аллаха, и похвале на Него, и проявлению нужды в Нём, в текущий момент и в конечном итоге, что в ней содержится» см. «Фатх аль-Бари», 12-480.
  • 8. Молитва истихара является желательной. Сказал хафиз аль-Иракы: «Я не видел никого, кто сказал бы об обязательности истихары» см. «Шарх ан-Насаи», 27-181.
  • 9. Распространено, что после истихары нужно подождать, пока что-то почувствуешь, либо увидеть сон, однако это неверно, поскольку те имамы, кто сказал об этом, опирались на очень слабый хадис, переданный у Ибн ас-Сунни. Сказал хафиз Ибн Хаджар об этом мнении: «Если бы этот хадис был достоверный, то следовало бы опираться на него, однако, его иснад крайне слабый» см. «Фатх аль-Бари», 12-481

Сказал шейх аль-Асьюби: «Видится мне, что то, что сказал Ибн Абдус-Салям, да смилуется над ним Аллах, является более правильным, поскольку польза совершения истихары в том, чтобы облегчил Всевышний Аллах Своему рабу, совершившему истихару, то, что лучше для него. Поэтому когда удалось ему совершение чего-либо и облегчилось, после того, как он совершил истихару Всевышнему Аллаху и доверил Ему это его дело и попросил Его облегчить ему, это является указанием на то, что Аллах ответил ему. И не следует ему останавливаться в выполнении этого дела, поскольку оно является лучшим для него.» См. «Шарх ан-Насаи», 27-182

Ссылка на основную публикацию